[назад]                                               

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК-КОНФЕРЕНЦИЯ

ПО ГЕОГРАФИИ, ОБЖ.

Тема урока географии: влияние неустойчивых участков земной коры на безопасность и жизнедеятельность людей, стихий­ные бедствия.

Тема урока ОБЖ: оказание помощи при ожогах, первая помощь при травмах.

Цель: научиться предвидеть опасные ситуации и правильно действовать в случае возникновения любой опасности.

Оборудование: макеты гор и вулкана, картина К. П. Брюлло­ва «Последний день Помпеи», физическая карта мира, картины и фотографии вулканов, таблицы «Первая помощь при ожогах» и «Первая помощь при травмах», шины, бинты, рентгеновские снимки.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

- Ребята, мы изучили с вами все материки. Мы рассматрива­ли стихийные бедствия, происходящие там, узнали, какую опасность они несут людям, и как с ними бороться. Сегодня мы прово­дим урок-конференцию, на которой рассмотрим эти проблемы бо­лее глубоко.

На конференцию мы пригласили ведущих ученых, медиков, экспертов, занимающихся изучением земной коры, процессов, про­исходящих в ней, а также разработкой рекомендаций для необхо­димого поведения в экстремальных ситуациях, связанных с разру­шительными последствиями стихийных природных явлений.

Слово предоставляется ученому-геологу {подготовленный учащийся).

ГЕОЛОГ. Геология представляет собой комплекс наук о земной коре и более глубоких сферах Земли. В более узком смысле - это наука о составе, строении, движении и истории развития зем­ной коры.

Геологические процессы, формирующие облик и внутрен­нюю структуру нашей планеты, протекают чрезвычайно медленно и не поддаются непосредственному наблюдению. Единственным исключением является вулканическая деятельность - явление грандиозное и впечатляющее.

При извержении вулканов облик отдельных участков Земли может измениться до неузнаваемости за считанные дни. Процессы эти происходят в определенных участках земной коры. Там, где земная кора неустойчива, вдоль океанических желобов участки ко­ры вместе с мантией изгибаются, деформируются и погружаются вглубь, как будто подныривая под континентальную плиту. В этих неустойчивых участках земной коры и происходят процессы зем­летрясений и вулканизма, которые часто являются настоящим бед­ствием для людей.

УЧИТЕЛЬ. Слово предоставляется сейсмологу {подготов­ленный ученик).

СЕЙСМОЛОГ. Сейсмология занимается изучением земле­трясений и обработкой данных соответствующих наблюдений. С помощью специальных приборов (сейсмографов) записываются колебания, распространяющиеся в недрах Земли от очагов земле­трясений, взрывов. Данные наблюдений сейсмологи используют

для изучения сейсмичности и строения Земли с тем, чтобы опреде­лить особенности сейсмических волн и предотвратить катастрофи­ческие последствия землетрясений. Мы составили шкалу для изме­рения силы землетрясений в баллах от 1 до 12 (по шкале Рихтера). (Повреждения по баллам.)

УЧИТЕЛЬ. Слово предоставляется ученому-вулканологу (подготовленный ученик).

ВУЛКАНОЛОГ. Вулканологи - это специалисты, изучаю­щие процессы и причины образования вулканов, их развитие, строение и состав продуктов извержений (лавы, газов), закономер­ности размещения вулканов на земной поверхности. Вулканологи изучают характер изменения вулканов, их деятельность во време­ни. (Рассказ о появлении вулканов близ деревни Парикутин 1944 г., извержении вулкана Тятя на о. Кунашир (Курильские острова) в 1973 г., вулкана Эль-Чичон (Мексика) в 1981 г.)

УЧИТЕЛЬ. Сейчас вы услышите выступление эксперта-практика. Он изучал последствия землетрясений и извержений вулканов. Этими экспертами был разработан ряд требований к по­ведению людей и их образу жизни в тех районах, где часто проис­ходят эти стихийные бедствия.

ЭКСПЕРТ-ПРАКТИК. Вулкан извергает на поверхность горячий пепел и раскаленную лаву - одно из живописнейших проявлений сил природы на Земле.

После страшного взрыва вулкана Святой Елены на юго-западе штата Вашингтон (США) 18 мая 1980 г. людей погибло больше, чем за предыдущие 70 лет в этой местности, а материаль­ный ущерб составил сотни миллионов долларов. В разных частях света людей застигали врасплох безжалостные губительные извер­жения вулканов. Вулканы таят в себе еще и другие опасности. Па­дающий вулканический пепел и обломки породы, взрывные волны в атмосфере и ядовитые пары, кислотные дожди и землетрясения -все это может принести огромный ущерб и привести к гибели лю­дей. Приметы, по которым можно предугадать извержение вулка­на: предшествующее землетрясение, необычное поведение живот­ных и птиц, исследование горной породы. В отличие от землетрясений, которые в основном трудно предсказать, многие действующие вулканы можно исследовать, и людей, которым грозит опасность, заранее эвакуировать. Жизненно важно покинуть опасную территорию, так как жилые строения яв­ляются плохой защитой от огня и жара вулканической лавы, взры­вов и разрушительных обвалов, грязевых потоков и цунами. Хотя и многое делается для предотвращения возможного ущерба, человек все же не в состоянии абсолютно точно прогнозировать изверже­ния и их последствия в целях обеспечения полной защиты от этого бедствия. Люди должны быть внимательны к любым предупрежде­ниям специалистов и местных властей, что во много раз повышает шансы на спасение.

УЧИТЕЛЬ. Слово предоставляется начальнику Управления по Чрезвычайным Событиям (подготовленный учащийся), который с помощью современных методов исследований покажет, как не­грамотно вели себя люди, оказавшись в районе стихийного бедст­вия, в районе извержения вулкана и исчезнувшего города Помпеи Тема его доклада «Город, в котором остановилось время».

(Выступает ученик, заранее подготовивший доклад на эту тему.)

УЧИТЕЛЬ. Это происходило почти 2000 лет назад. А теперь давайте посмотрим, происходит ли такое в наше время. Слово для доклада предоставляется историку.

ИСТОРИК (подготовленный учащийся). Тема моего доклада «Города-призраки. Экологические катастрофы активно уничтожа­ют жизнь городов». (Рассказ о судьбе городов Порт-Ройал, Нико-лози, Катании, Северо-Курилъска в 1952 г. (о. Парамушир), извер­жении вулкана Пунитубо.)

УЧИТЕЛЬ. Слово предоставляется валеологу. Его задача научить вас предвидеть опасные ситуации и правильно действовать в случае возникновения любой опасности.

ВАЛЕОЛОГ. Прошу вас внимательно послушать то, как вам следует действовать в опасных условиях.

  1. Отключить газ, воду, электроэнергию, погасить огонь в печах, закрыть окна и балконы.
  2. Оповестить соседей об опасности. Взять с собой: докумен­ты, деньги, воду, продукты. Закрыть квартиру, выйти на улицу. Де­тей держать за руки или на руках.
  3. Выбрать место вдали от зданий и линий электропередач и находиться там. Ехавшим на машинах остановиться, не загоражи­вая дороги, избегать мостов, тоннелей и многоэтажных домов. Не  возвращаться домой до объявления исчезновения угрозы.
  4. Немедленно реагировать на внешние признаки землетря­сения - колебания почвы или зданий, дребезжание стекол, раскачи­вание люстр, появление трещин в штукатурке.
  5. Помнить, что наибольшая опасность исходит от падающих
    предметов, частей потолка, стен, балконов.

(Рассказать затем о правильной и своевременной помощи при ожогах кипятком, огнем, химических ожогах, при поражении электрическим током.)

УЧИТЕЛЬ. Послушаем в заключение врача-травматолога.

ТРАВМАТОЛОГ. Во время любых стихийных бедствий люди часто страдают от переломов, вывихов, ушибов. Я расскажу вам, как оказать таким людям первую медицинскую помощь.

Прежде всего нужно найти для пострадавшего удобное и спокойное положение. При подозрении на перелом, вывих, растя­жение нельзя делать попыток к выравниванию, тянуть за повреж­денную часть тела. Пострадавшему следует наложить шину (фане­ра, доска), обернуть повреждённую часть тела мягкой тканью, что­бы захватить суставы ниже и выше места повреждения.

При переломе руки, ключицы, вывихе костей в плечевом или локтевом суставе руку прижимают к туловищу и закрепляют по­вязкой.

При переломе бедра одну шину располагают по наружной стороне от подмышечной впадины до стопы, а вторую - по внут­ренней стороне от паха до стопы. Шины туго прибинтовывают к ноге в 3-4-х местах. Перелом стопы фиксируют тугой повязкой. Пострадавшего немедленно доставляют в больницу, где после рентгена ему окажут квалифицированную помощь.

УЧИТЕЛЬ (подводя итоги). Итак, вы прослушали интерес­ные выступления ученых и специалистов в ходе нашей научной конференции. Объединило их одно: помочь людям не растеряться и выжить при стихийных бедствиях.

Давайте сделаем выводы по выступлениям на конференции:

1.     Землетрясения происходят на стыке двух литосферных плит при сближении их или пододвигания одной под другую.

2.     Вулканы и землетрясения представляют собой серьезную опасность для людей, наносят огромный ущерб.

3.     Надо быть внимательным к предвестникам стихийных бед­ствий, поскольку человек не может обеспечить полную защиту от  них.

4.     В момент опасности безрассудно быть нерешительным.

Литература

1. Максимов Н. А. За границами учебника географии. М.,
Просвещение, 1981.

2.     Смирнова Т. А. Хрестоматия по географии материков и
океанов. М., Просвещение, 1987.

Журнал «Основы безопасности жизни», №11, 1997.

 7   КЛАСС

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК НА ТЕМУ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ГРАФИЧЕСКОГО РЕДАКТОРА PCI И КОНТРОЛЬНО-ОБУЧАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ «КОБРА» ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «КЛИМАТ АФРИКИ»» (ГЕОГРАФИЯ - ИНФОРМАТИКА)

Ученики должны знать: понятия «климат» и «климатообразующие факторы», «природные зоны».

Ученики должны уметь: работать с климатическими и фи­зическими картами, графическим редактором Illustrator, работать в нетрадиционной обстановке.

Оборудование: физическая карта мира, климатическая карта Африки, компьютеры.

Ход урока

I. Организационный момент.     

ГЕОГРАФ. Сегодня мы встретились с вами на не совсем обычном уроке. Вы покажете нам, как вы научились работать с компьютером и как вы усвоили знания, полученные при изучении темы «Африка».

ИНФОРМАТИК. Сегодня с вами будут работать два учите­ля, соответственно к вам будут предъявлены двойные требования. Для меня важно то, как вы, применяя полученные на уроках знания по информатике, будете использовать компьютер. А для учителя географии будут важны ваши знания по географии.

II. Повторение.

а) Что такое климат?

б) Какие климатические пояса сформировались на материке
Африка?

в) От чего зависит климат прежде всего?

г) Какая это зависимость?

ГЕОГРАФ. Немного размялись, а теперь обратимся к нашим умным машинам.

ИНФОРМАТИК. Проверить ваши знания по изучению кли­мата нам поможет контрольно-обучающая система «Кобра». Для этого вам необходимо вывести на экран меню пользователя, нажав поочередно клавиши F2 и F6.

Перейдите в контрольно-обучающий режим и решите тест № 1. Компьютер выставит вам оценки. (Ученики решают тест.)

III. Изучение нового материала.

ГЕОГРАФ. Ну а теперь работа в тетради

                    Ради проверки и истины ради.

ИНФОРМАТИК. Роль тетрадей сегодня выполнит ЭВМ. Перейдите в информационно-справочный режим и прочитайте ха­рактеристику саванн.

ГЕОГРАФ. Сегодня утром я получил следующее послание:

 Где-то под руками были близко

Капитана Врунгеля записки,

 Он себя считает знатоком –

Африканский мир ему знаком.

Постарайтесь вы найти при чтении,

Что здесь подвергнуть сомнению.

ИНФОРМАТИК. Капитан Врунгель предпочитает пользо­ваться современными видами связи и поэтому послание прислал с помощью модема через Интернет. Чтобы найти эти записки, оста­ваясь в информационно-справочном режиме, выберите файл Dnev-nik (письмо Врунгеля).

 ПИСЬМО ВРУНГЕЛЯ

Дорогие мои друзья! Вот я и в Африке. Чтобы попасть из Европы на «Черный континент», я заказал билет на пароход. Отойдя от пристани, пароход взял курс на север. В теплом Индий­ском океане мы прошли мимо островов Новая Земля, Северная Земля.

А вот и остров Мадагаскар - самый маленький остров у бе­регов самого большого континента' Из Индийского океана мы во­йти в устье реки Конго. Эта тихая спокойная река часто мелеет осенью, ведь она дважды пересекает тропик. Дальше нам при­шлось добираться пешком. Как красиво кругом! Вон вдалеке вид­неется озеро Танганьика. Оно осталось здесь от последнего оледе­нения. А вот и снежная шапка Килиманджаро. Этот вулкан не­давно извергался, но снег на вершине вновь искрится тысячами разноцветных фонариков. Боже мой, мимо нас проскакала кенгуру, а из леса слышится рев львов и тигров. Недалеко прошествовали слоны. На привал мы остановились у небольшого родничка в бере­зовой роще.

ГЕОГРАФ. Хотя задание и было с подвохом,

                      Справились вы с ним неплохо.

Ребята, вы знаете, что литосферные плиты, из которых сло­жена земная кора, перемещаются относительно друг друга. И вот давайте представим, что африканская литосферная плита уплыла далеко на юг, и экватор переместился со своего обычного места на север Африки.

                     Как узнать, где этот материк,

                   Путешественник без карты не привык.

Выйдем просто мы из положения,

Карту создадим в одно мгновение.

Смоделируйте эту ситуацию на ЭВМ. Покажите, как распре­делятся пояса атмосферного давления, в каких местах будут выпа­дать осадки, а где будет сухо (покажите штриховкой). Где вдоль берегов Африки будут проходить теплые течения, а где холодные.

ИНФОРМАТИК. Войдите в графический редактор PCI. За­грузите файл «Африка» и выполните задание.

Контроль правильности выполнения задания.

          IV.        Закрепление.

ГЕОГРАФ. Для разрядки поиграем, Тест любимый разгадаем.

ИНФОРМАТИК. Войдите в контрольно-обучающую систе­му «Кобра». Для этого вам необходимо вывести на экран меню пользователя, нажав поочередно клавиши F2 и F6.

Перейдите в контрольно-обучающий режим и решите тест № 2. По окончании работы компьютер выставит вам оценки.

ГЕОГРАФ. Какой главный вывод мы можем сделать на се­годняшнем уроке? (Взаимосвязь всех природных компонентов.)

V. Итоги.

ИНФОРМАТИК. В завершение этого урока мне хотелось бы подвести итоги: в целом с заданием вы справились неплохо и продемонстрировали, на мой взгляд, уверенные навыки ра­боты с обеими прикладными программами.

VI. Домашнее задание.

С. 108-112 учебника «География материков и океанов. 7 класс». В. А. Коринская и др. М.: Дрофа, 2000. Взять в библиоте­ке книгу «Тропические леса».

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК НА ТЕМУ:

«ВЛАЖНЫЕ ТРОПИЧЕСКИЕ ЛЕСА   ЮЖНОЙ АМЕРИКИ» (ГЕОГРАФИЯ - БИОЛОГИЯ)

Ученики должны знать: влияние географического положе­ния на формирование природных зон, зависимость рельефа мест­ности от тектонического строения, понятия «климат», «почва», за­висимость растительности и животного мира от особенностей кли­мата.

Ученики должны уметь: работать с тематическими карта­ми, извлекая из них максимум информации.

Оборудование: физическая карта полушарий, книга «Тропи­ческие леса», картины с животными и растениями.

Ход урока

      I. Организационный момент (звучит музыка).

ГЕОГРАФ. Здравствуйте! Сегодня в нашей аудитории на очередном пленарном заседании научного общества «Земля - наш дом» собрались ученые разных направлений: геологи, климатоло­ги, почвоведы, ботаники, зоологи.

БИОЛОГ. Очень много проблем на нашей планете. И чтобы справиться с ними, нужно хорошо знать нашу Землю, знать законы, по которым развивается природа, не нарушать их. Вот сегодня мы и попытаемся решить проблемы тропических лесов.

ГЕОГРАФ. Представим себе, что мы находимся в тропиче­ском лесу... Жарко, влажно, пасмурно... Если посмотреть с высоты птичьего полета, то можно увидеть дымку испарений, висящую над лесом. А под покровом таинственности скрывается множество во­просов, которые мы должны решить. Итак, в путь. Наши помощни­ки-консультанты, ученые, раздадут вам вопросы.

БИОЛОГ. Помните, что вы вправе выбрать вопрос. С зеле­ной пометкой вопрос более сложный, чем с синей. Соответственно и баллы вы заработаете по степени сложности.

(За правильный, полный ответ дается 4 балла (синяя кар­тонка) и 5 баллов (зеленая карточка))

ГЕОГРАФ. Наша с вами задача определить круг вопросов {Консультанты раздают карточки.)

П. Разминка.

1. В последнее время все больше говорят о глобальных изме­нениях климата. А что такое климат?

2.     Какие факторы оказывают влияние на климат?

3.     На какие компоненты природы в свою очередь оказывает  влияние климат?

             III Карточки

              ГЕОГРАФЫ

          Синие:

1.     Где располагается природная зона «тропические леса»?

2.     В каком климатическом поясе находится Южная Америка?
Зелёные:

1. Дать характеристику географического положения природ­ной зоны «тропические леса» в Южной Америке.

2.       Показать зависимость климата от географического поло­жения.

ГЕОЛОГИ

Синие:

1.  Какие тектонические структуры вы знаете? Что лежит в  основании материка Южная Америка?

2. Какие полезные ископаемые добываются на этом материке?
Зелёные:

1. Показать зависимость рельефа от тектонического строения  материка Южная Америка.

2.      Какие по происхождению полезные ископаемые добывают  на материке?

КЛИМАТОЛОГИ

Синие:

1.      Охарактеризуйте климатические условия природной зоны  «тропические леса».

Какие климатообразующие факторы играют здесь главную  роль?

Зелёные:

1. Показать зависимость климата тропических лесов от:

а) географической широты, б) морских течений, в) рельефа.

2. Почему влажные тропические леса Южной Америки полу­чают осадков больше, чем леса Африки?

ПОЧВОВЕДЫ

Синие:

1.     Какие типы почв преобладают в природной зоне «тропиче­ские леса»?

2.     Дайте им характеристику.

Зелёные:

1.      Выявите зависимость плодородия почвы от климата.

2.  Плодородны ли почвы тропических лесов, какие причины на это влияют?

БОТАНИКИ

Синие:

\. Чем отличаются деревья тропических лесов от деревьев, произрастающих в других природных зонах?

2. Какие растения растут на коре деревьев, а их корни висят в воздухе?

Зелёные:

1.         Покажите зависимость  растений тропического леса от  климата.

2.         Какое растение имеет самые крупные листья и где оно  произрастает?

ЗООЛОГИ

Синие:

1. Назовите типичных обитателей амазонской сельвы.

2.     Какие животные Амазонии опасны для человека?

Зелёные:

1. Назовите животное, которое редко покидает вершины де­ревьев. Какие особенности приспособления к условиям обитания  можно наблюдать у него?

Какие животные обитают только в Южной Америке?

УЧИТЕЛЬ-ГЕОГРАФ. За правильные ответы вы будете по­лучать фишки от наших помощников. По окончании обсуждения мы подсчитаем количество фишек, и вы все получите оценки.

Идет обсуждение. (Звучит музыка.)

 

IV. Выступления ученых.

БИОЛОГ. Какие действия человека наносят вред природе?

ГЕОГРАФ. Так что же, человечеству остается один способ безвредного общения с природой - вернуться к первобытному со­стоянию и отказаться от плодов цивилизации?

{Обсуждение вопросов, доводы.)

БИОЛОГ. Помощники раздадут вам контурные карты мате­риков Австралия и Южная Америка с рисунками типичных расте­ний и животных, обитающих там. Ваша задача: нанесите ареалы мест с наиболее благоприятным климатом для развития растений и обитания животных. Заштрихуйте их зеленым цветом.

ГЕОГРАФ. Господа ученые, вы знаете, что я веду регуляр­ную переписку с величайшим путешественником всех времен и народов - капитаном Врунгелем. Время от времени он присылает мне свои дневниковые записи для редактирования. На этот раз речь идет о Южной Америке. Давайте поможем капитану и исправим все его ошибки.

  ДНЕВНИК КАПИТАНА ВРУНГЕЛЯ  

Наконец участники нашей экспедиции достигли загадочной и по-прежнему дикой Амазонки. Наш интерес к этой самой полно­водной реке мира, несущей свои воды в Тихий океан, был огромным. С большим трудом экспедиция пробиралась сквозь непроходимые дебри девственного леса. Растительный мир здесь просто удиви­телен! Вот мимоза с ажурными листочками, среди которых вид­неется грациозная голова жирафа. А в какой восторг привел нас самый крупный цветок мира - Раффлезия Арнольда, но мы все же постарались быстрее покинуть этот растительный мир. В зарослях у воды мы услышали жужжание и насторожились, зная, что в этих местах водится муха цеце. Не задерживаясь, мы поспешили дальше. На дороге, вдали от нашей тропы, мы увидели удивитель­ное животное - кенгуру, быстро удаляющееся вглубь зарослей.

После кратковременного привала мы отправились дальше. Солнце поднималось все выше. Все испытывали жажду от неимо­верной сухости воздуха. Облегчение принес усилившийся северо-восточный пассат. Вскоре тучи заволокли небо, и пошел мелкий, моросящий дождь. К счастью он быстро закончился, и мы снова двинулись в путь. Трудно было идти по вязкому чернозему, но мысль достичь подножия Килиманджаро ободряла нас, и мы не чувствовали усталости. Мы не переставали удивляться диковин­ным растениям. Словно колонны поднимались пальмы, лианы полз­ли по земле. Взбираясь на деревья, они напоминали щупальца ог­ромного великана. Особенно нас поразило своим мощным стволом огромное дерево баобаб, которое часто называют обезьяним де­ревом, так как обезьяны любят лакомиться его плодами. Невдале­ке послышался шорох. Мы надеялись увидеть человекообразную обезьяну, зная, что она выбирает для обитания самые глухие мес­та. Но шорох вскоре прекратился. Совсем рядом крикнула птица, послышался всплеск воды. И снова все замерло, воцарилась тиши­на. Наступила светлая тропическая ночь. Мы увидели на небе Большую медведицу и вскоре отыскали Полярную звезду.

(В это время помощники подсчитывают фишки и выстав­ляют оценки.)

ГЕОГРАФ. Какой же главный вывод можно сделать из на­шей сегодняшней беседы?

Итак, итоги пленарного заседания научного общества подве­дены, оценки поставлены. Результатом мы остались довольны.

V. Домашнее задание: повторить с. 178-182 учебника «География материков и океанов. 7 класс». Коринская, Душина, Щенев. М.: Дрофа, 2000. Взять в библиотеке книгу из серии «Наш мир» - «Хрупкое царство снега и льда». В следующий раз мы со­вершим с вами путешествие в Антарктиду.

Всем спасибо, до свидания!

 

                                                                                    7 КЛАСС

ТЕМА «ПРИРОДА АФРИКИ» (УРОК-КВН)

Цель: закрепить знания учащихся о природе Африки, оцени­вая их на основании заработанных баллов (жетонов).

Оборудование: карта Африки, картины природных зон Аф­рики, эмблемы команд.

Название команд: «Там-там» и «Африкановеды».

Конкурс I. Разминка капитанов

1.     Какой район Африки ты хотел бы посетить? Почему?

2.     Как бы ты оделся, если бы оказался в устье реки Конго? Почему?

3.     Что ты знаешь о финиковой пальме?

4.     Почему почвы в Африке красно-желтые, красные, красно-бурые?

5.     Чем подкармливают почвы в саваннах?

Третья команда, «Инопланетяне», создана из учеников, имеющих проблемы с успеваемостью, поэтому им предложены са­мые простые задания:

1.     Определить координаты своего приземления в Африке.

2.     Описать этот район по плану:

а) физико-географическое положение;

б) рельеф;

в) климат;

г) реки;

д) природная зона.

{План написан на доске. «Гости» могут пользоваться учеб­никами и картами. Группа работает под руководством консуль­танта.)

 

  Конкурс II. «Путешествие по Африке»

Цель конкурса: проверить знания географической номенк­латуры.

Оборудование: на столах участников лежат физическая кар­та Африки и мелко нарезанные листы бумаги. На доске написаны названия объектов: горы Атлас, озеро Виктория, река Конго, полу­остров Сомали, Гибралтарский пролив, остров Мадагаскар, Гви­нейский залив.

Условие: отвечающий закрывает листом бумаги объект. Жюри проверяет правильность ответа и ставит ему первую оценку. Вторую оценку получает дающий характеристику названным объ­ектам.

                   Конкурс III. «Определи и проверь себя» (самопроверка)

Определи координаты и скажи (напиши), чем примечатель­ны: озеро Чад, гора Килиманджаро. {На доске написан ответ. По истечении времени учащиеся проверяют правильность своего от­вета и ставят себе оценку.)

Конкурс IV. Конкурс Почемучек (по домашнему заданию)

1. Какой рельеф преобладает в Африке и почему?

2.     Почему Африка самый жаркий материк?

3.     Какая река Африки самая многоводная и почему?

   4.Почему в Африке находится самая большая пустыня ми­ра - Сахара?

Конкурс V. «Рассказ по картине»

Участники конкурса описывают природную зону по картине, используя план, данный на доске:

1.     Географическое положение.

2.     Климат.

3.     Почвы.

4.     Растительность.

5.     Животный мир.

Команды обмениваются работами и осуществляют взаимо­проверку.

 

Конкурс VI. «Кто больше?»

На доске выписаны вопросы и оценены баллами. Можно от­ветить на любые два вопроса, подсчитать баллы и выставить оценку. Вопросы:

1. Какие животные встречаются в саванне? (1 балл)

2.     Почему в саванне много крупных животных? (2 балла)

3.     Почему на юго-востоке Южной Африки выпадает много осадков, а на юго-западе в тех же широтах - мало? (3 балла)

Пока жюри подводит итоги, проводится конкурс VII.

Конкурс VII. «Кто быстрее?»

Участникам предлагается ответить на вопросы:

1.      Какая команда поднимается быстрее - «Там-там» на гору  Атлас или «Африкановеды» на гору Килиманджаро? Почему? {От­вечает команда «Там-там».)

2.      В какой части Африки - в районе пустыни Сахара или во впадине Конго - вы быстрее достанете воду из-под земли? {Отве­чает команда «Африкановеды».)

Итог урока: определение победителей. Награждение участ­ников конкурсов за лучший командный и личный ответы.

Домашнее задание: подготовить сообщение о русских ис­след

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            

 
 

 

Hosted by uCoz