[назад]                                   Организация работы  школы по предшкольному образованию

 

 

1.  Описание деятельности школы по организации предшкольного образования.

Распоряжением Правительства РФ от 3 сентября 2005 года № 1340-р утверждена Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы, которая будет обеспечивать продолжение модернизации российского образования. В Концепции говорится, что одним из направлений развития является создание системы образования детей старшего дошкольного возраста с целью выравнивания стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе. Отсюда и появился термин «предшкольное образование» – образование всех детей старшего дошкольного возраста (5,5 – 6,5 лет).

В настоящее время утверждение предшкольного образования в качестве отдельного уровня общего образования находится в стадии обсуждения, однако в рабочих материалах Министерства образования и науки РФ прописано «Обоснование предшкольного образования» и разработан «Стратегический план по переводу детей на предшкольное образование с пяти лет (в рамках изменения ФЗ  РФ «Об образовании» с 01.01.05 г.»)

В настоящее время неоднократно звучит мысль о том, что создание системы образования для детей старшего дошкольного возраста является одним из основных направлений продолжения модернизации российского образования.

Приоритетным направлением российского образования является выстраивание системы дошкольного и предшкольного образования через создание условий для обеспечения равного стартового уровня детей при поступлении в школу. Структура предшкольного образования должна представлять собой целенаправленный организованный социальный процесс обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, выполняющий функцию социального контроля за состоянием физического, психологического, интеллектуального состояния детей перед поступлением в школу.

Необходимость введения новой формы образования обусловлена общественным запросом.

Со стороны государства:

·        необходимость сохранения сети дошкольных образовательных учреждений в современных социально-экономических условиях;

·        увеличение процента охвата детей дошкольным образованием.

Со стороны педагогов:

·        создание условий для обеспечения преемственности дошкольного и начального образования.

Со стороны родителей:

·        потребность доступности подготовки детей к школе для всех социальных групп населения;

·        объединение усилий дошкольных образовательных учреждений и семьи в укреплении здоровья, воспитании и обучении детей 5-6 лет

 

2. Предпосылки создания системы

 предшкольного образования в школе.

Проведенный анализ состояния дошкольного образования в МОУ «Хотмыжская СОШ» позволил выявить объективную потребность и наличие необходимых предпосылок для реализации модели предшкольной подготовки детей 5-7 лет.

В селе некоторые дети в возрасте от 1,5 до 7 лет остаются за рамками системы дошкольного образования по различным причинам. Основными из них являются:

·        состояние здоровья детей;

·        отсутствие мест в дошкольных образовательных учреждениях;

·        материальные затруднения родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть детей, не посещающих ДОУ, не получает в домашних условиях должной подготовки к обучению в начальной школе.

Исходя из  выше названных проблем, акцент сделан на предшкольное образование, которое направлено на выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения в получении качественного общего образования, на обеспечение преемственности дошкольного и начального образования.

Возможность реализации региональной модели предшкольного образования обеспечивается рядом взаимодополняющих факторов.

1. Наличием основополагающей нормативно-правовой базы федерального и регионального уровней.

2. Наличием высококвалифицированного кадрового потенциала педагогов дошкольного и начального образования.

3. Наличием специалистов – психолога, медицинского работника, логопеда, социального педагога; имеющих необходимое материально-техническое обеспечение.

2. Организационно-педагогические условия предшкольного образования в школе.

                                                     

Организация предшкольного образования в МОУ «Хотмыжская средняя общаобрвазовательная школа» направлено на:

– более тесное сотрудничество педагогов школы и детского сада (есть положительный опыт работы воспитателя ДОУ Е.Н. Герасимовой  и учителей начальных классов Светличной В.В., Диденко О.А.).

– большая разъяснительная работа среди родителей (о программах, по которым работает школа по предшкольному образованию);

– кружковая работа педагогов школы с целью закрепления знаний, умений и навыков, полученных на занятиях.

 В настоящее время мы считаем, что ситуация исправляется.  И родители доверяют предшкольную подготовку своих детей школе.

На примере работы нашего учреждения можно сказать, что деятельность по подготовке детей к школе начинается задолго до перехода их в подготовительную группу. Вся система воспитательно-образовательной  работы школы предусматривает формирование готовности ребенка к школьному обучению на основе комплексного подхода к организации и постановке воспитания, отвечающего задачам формирования личности дошкольника.

Первое условие успешной адаптации первоклассника – использование здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволяют организовать процесс воспитания и обучения таким образом, чтобы ребенок мог усваивать культуру человечества без излишнего физического и психического напряжения, подрывающего здоровье.

Выполнение программы физического воспитания детей предусматривает не только решение общих его задач, но и формирование устойчивых привычек к различным видам закаливания, потребности в выполнении утренней гимнастики и физических упражнений, стремления к совершенствованию движений, умения проводить их со своими сверстниками. Важно обеспечить выполнение двигательного режима, который способствует улучшению состояния здоровья и физического развития детей, развивает их опорно-двигательный аппарат, тренирует и совершенствует физиологические функции организма, обеспечивает усвоение доступных им по возрасту движений, формирует выносливость организма. Недостаточная двигательная активность – гиподинамия – препятствует успешному решению задач физического воспитания, создает неблагоприятные условия для умственного развития детей, понижает их интеллектуальную активность и работоспособность.

Если ребенок в предшкольный период освоит физические упражнения, полюбит спортивные игры и развлечения, то это явится предпосылкой того, что и в школьные годы он будет ими заниматься в часы досуга. Это послужит и отдыхом от умственной работы, и средством дальнейшего оздоровления организма.

Второе условие – высокий уровень качества воспитательно-образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволит педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями, уровнем развития общества и одновременно без излишней нагрузки для детей.

Среди задач, стоящих перед школой, главной является задача подготовки ребенка к переходу на следующую ступень образования – к поступлению в школу. На занятиях ребенок получает специальные сведения, расширяется система знаний, умений, навыков, необходимых для всестороннего его развития. В предшкольной группе дети, помимо специальных, учебных умений, приобретают первый опыт жизни в коллективе сверстников. Таким образом, в школе в течение всего периода предшкольного возраста происходит планомерная, целенаправленная, педагогически обоснованная всесторонняя подготовка ребенка к обучению в школу.

Основополагающим принципом современного обучения детей является воспитывающее и развивающее обучение, что предполагает развитие у детей познавательных процессов, интереса к знаниям. В реализации этого принципа в школе особо важная роль принадлежит занятиям, в ходе которых совершенствуется элементарная учебная деятельность детей. Это позволяет учителю формировать у них понимание учебной задачи и готовность, стремление выполнить ее, умения действовать по плану и указанию взрослого, использовать приобретенные ранее знания в новой деятельности, владеть способами выполнения задания, способность к самоконтролю, оценке и самооценке. Большое значение при этом имеет правильное определение программного содержания каждого из занятий.         

Педагог заботится об умственном воспитании и о развитии каждого ребенка, ставит его перед необходимостью при решении умственных задач затрачивать определенные усилия. Постепенно, в процессе обучения у детей возникает осознанное отношение к заданиям, умение вслушиваться, вникать в объяснения воспитателя, стремление добиваться хороших результатов не ради похвалы, а для получения удовлетворения от результатов труда. У дошкольников формируется умение работать сосредоточенно, в определенном темпе, повышается работоспособность.

    В нашем учреждении реализуется личностно-ориентированный подход к дошкольникам, который подразумевает индивидуализацию и дифференциацию воспитательного и образовательного процессов, ориентацию педагога на интересы развития ребенка.

Учителю надо хорошо знать детей своей предшкольной группы, их возможности, способности. Одни из них внимательны, хорошо понимают указания и ориентируются в них, другие не выслушивают  до конца; некоторые дети, прежде чем приступить к выполнению задания, обдумывают его, другие приступают к работе поспешно; одни дети занимаются с удовольствием, проявляют интерес к знаниям, другие пассивны и занимаются потому, что все это делают, и т.д. Завышенные или заниженные требования гасят познавательные интересы детей, препятствуют формированию элементов учебной деятельности. Учитель, проводя занятия, учитывает индивидуальные особенности дошкольников, уровень их знаний и умений.

Организуя работу по предшкольному обучению, мы не забываем о нравственном и трудовом воспитании детей, формировании их взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; об усилении работы по воспитанию гражданских чувств. Формируя нравственный опыт ребенка, учитель в большей степени опирается на понимание им норм и правил поведения, упражняет его в нравственно полезных поступках, учит самостоятельно решать эстетические задачи в конкретных повседневных ситуациях (помочь сверстнику, остановить обидчика, предотвратить конфликт и т.д.). Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, он создает необходимые условия для формирования системы взаимоотношений с окружающими их людьми.

Под влиянием систематической воспитательной работы изменяется не только уровень нравственных представлений, но и отношение детей к правилам и нормам поведения. Приобретенные знания помогают детям самостоятельно организовать свое поведение и осознанно влиять на своих товарищей.

            Третье условие – обеспечение психологического комфорта ребенка в школе с целью сохранения физического и психического здоровья.

            Под словосочетанием «психологический комфорт» в науке понимается сложное образование, содержащее такие компоненты, как:

– эмоциональное благополучие (преобладание в процессе жизнедеятельности позитивных эмоций);

– позитивная Я - концепция (положительное самовосприятие, самоотношение, самооценка);

– благополучие и успешность в сфере общения и взаимоотношений (принятие ребенка родителями, сверстниками и педагогами);

– успешность в сфере деятельности.

            «Благополучный» ребенок будет оптимально усваивать знания, развиваться в деятельности, строить общение со сверстниками и взрослыми. В психолого-педагогической науке имеется множество данных о том, как психологический комфорт и дискомфорт ребенка сказываются на интеллектуальном, эмоциональном, коммуникативном развитии детей.

                   Четвертое условие – открытость школы для родителей дошкольника, сотрудничество руководителей и специалистов школы с семьей.

Учитель, работая с детьми, опирается на лучший опыт семейного воспитания, учитывает своеобразие каждой семьи, тактичными советами, педагогическим просвещением родителей, привлечением их к участию в мероприятиях, проводимых в школе, добивается взаимопонимания, единства, взаимосочетаемости педагогических воздействий, направленных на подготовку ребенка к школе.

Работа с семьей приобретает особое значение, она охватывает широкий круг вопросов, касающихся всех стон развития и воспитания детей. Особое внимание мы уделяем следующим направлениям:

§              активное развитие всех видов деятельности ребенка посредством различных приемов и методов обучения при особом внимании к специфическому виду деятельности – игре;

§              развитие навыков общения детей для оптимизации их взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

§              широкое использование средств искусства (музыки, литературы, живописи);

§              активная деятельность специалистов (педагога-психолога, социального педагога, логопеда);

Таким образом, выполнение всех организационно-педагогические условий воспитания и обучения будет способствовать успешной адаптации дошкольников к систематическому обучению в школе.

 

 

4. Форма организации предшкольного образования

 

Реализация  региональной модели предшкольного образования в МОУ «Хотмыжская СОШ» осуществляться по форме:

                Форма. Группа по подготовке детей к обучению в школе для 5 – 7 летних детей на базе общеобразовательной школы с пребыванием в течение 2-х часов по выходным.

Данная форма организации предшкольного образования предназначена для подготовки к школе детей 5-7 лет, не охваченных дошкольным образованием, а так же для детей, посещающих дошкольное учреждение. Группа функционирует на базе школы.

       К педагогическому процессу привлекаются: тренер-преподаватель, музыкальный руководитель, преподаватель ИЗО, психолог, логопед.

       В школе созданы е необходимые условия для организации группы предшкольного образования, а именно:

·        игровая,

·        столовая,

·        спортивный зал,

·        логопункт,

·        раздевалка,

·        социально - психилогическая служба,

·        библиотека.

6. Персонал, для обслуживания предшкольной группы.

       Группа предшкольного образования функционирует в рамках образовательного учреждения – средней общеобразовательной школы. Организация учебного процесса возложена на заместителя директора по учебно-воспитательной работе - Горлову Н.Д., организация воспитательного процесса – на заместителя директора по воспитательной работе Беляеву Е.А.

       Главная функция воспитания и обучения, психического развития, охрана и укрепление здоровья детей возлагается на учителя предшкольной группы. На должность учителя предшкольой группы назначается учитель,  выпускающий 4 класс.

      Директор совместно со своими заместителями осуществляет контроль деятельности педагога предшкольной группы, в том числе путем посещения уроков, других видов деятельности, воспитательных мероприятий.

Психолого-педагогическая деятельность отслеживается педагогом психологом.

5. Мониторинг  модели предшкольного образования.

Предшкольное образование предполагает проведение системной диагностики качественных и количественных характеристик эффективности предшкольного образования и тенденций саморазвития, включая цели, содержание, формы, методы, средства, условия и результаты обучения.

Проведение мониторинга по предшкольному образованию, планируется проводить в два этапа:

·        первый (осенний) этап (сентябрь 2007 год);

·        второй (весенний) этап (май  2008г.).     

Весенний и осенний этапы мониторинга предполагает проверку:

·        состояния пространственного восприятия;

·        состояние зрительного восприятия;

·        состояние моторики и зрительно-моторных координаций;

·        умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она   произведена;

·        наличие интуитивных дочисловых представлений;

·        умение сравнивать два множества по числу элементов;

·        развитие фонематического слуха и восприятия;

·        сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом на начало и конец предшкольного обучения.

Предлагаемые детям задания максимально учитывают особенности и возможности дошкольников (5 -7 лет), обеспечивают адекватное понимание детьми их содержания, опираются на имеющийся у них реальный опыт, не зависят от уровня навыков чтения и письма.

Мониторинг проводит педагог, занимающийся с детьми либо психолог. Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является переход педагога с позиции обучающего на позицию человека, проводящего диагностику. Основная цель проведения мониторинга – получить достоверные данные по выше названным направлениям, иметь достоверную информацию о состоянии готовности ребенка к школе. Обработка результатов проводится педагогом  и учителем предшкольного образования.

Исходя из необходимости введения в школе предшкольной подготовки, психологом школы Юраковой В.А. была проведена диагностика детей, посещавших предшкольную подготовку, и детей, прошедших подготовку к школе дома.  По результатам диагностики была составлена таблица. Посмотрим на учебные возможности будущих первоклассников:

 

Учебные возможности детей

 

Прошедшие подготовку при школе (%)

Прошедшие подготовку дома (неорганизованные) (%)

Высокие

 

20

5

Средние

 

60

25

Низкие

 

20

70

 

Самый высокий процент детей с высокими учебными возможностями у детей, прошедших подготовку при школе, а самый низкий – 5% у домашних детей, среди них же и самый высокий процент детей  с низкими учебными возможностями – 70%.

Можно предположить, что наиболее успешными станут дети,  прошедшие подготовку к школе, а менее успешными могут оказаться неорганизованные до школы дети. Однако эта характеристика дает основание предполагать лишь об успешности и неуспешности освоения детьми предметных содержаний.

Анализируя уровни проявления таких психологических характеристик, как самооценка, тревожность, мотивация,  развитие внимания, общий запас знаний и умений, которые будут в будущем,   да и сейчас,  психолог школы определила процент неуспешных детей:

 

Результаты мониторинга

 

Не прошедшие предшкольную подготовку

Прошедшие предшкольную подготовку

 

Самооценка

 

93 % – адекватная

100% – адекватная

7 % – неадекватная

 

Тревожность

 

36% – низкий уровень

36 % – средний уровень

28 % – высокий уровень

64 % – низкий уровень

27 % – средний уровень

9 % – высокий уровень

 

Мотивация

 

91 % – средний  и низкий уровни

9 % – высокий уровень

75 % – средний  и низкий уровни

25 % – высокий уровень

 

Развитие внимания, общий запас знаний и умений

 

91 % - низкий уровень развития

36 % - низкий уровень развития

 

У всех детей, не прошедших предшкольную подготовку уровень тревожности гораздо выше у неподготовленных детей, для 28% неподготовленных первоклашек и 9% подготовленных детей – это постоянный стресс, а треть всех детей имеет средний уровень тревожности. На наш взгляд, эти цифры говорят прямо  о недостатках организации нами, педагогами, учебной деятельности и выборе стиля отношений с детьми и между детьми.

Посмотрим, что говорят родители о своих первоклассниках в сентябре:

Результаты анкетирования родителей первоклассников

 

Вопросы

Положительные ответы (%)

Прошедших подготовку в школе

Прошедших подготовку в Д/с

Неорганизованных и неподготовленных

Охотно ли ваш ребенок идет в школу?

 

98

91

80

Вполне ли ребенок приспособлен к школьному режиму?

 

100

94

72

Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения?

94

85

64

 

Оказалось, что легче всех в начале школьного обучения детям, прошедшим подготовку вообще, а именно в школе. Намного труднее неподготовленным детям – 40% детей справляются с учебной нагрузкой  с большим напряжением, а это значит, что и физическое и психическое здоровье детей находится под угрозой.

 

Но, несмотря на это, 90% детей в начале первого класса говорят, что им нравится учиться, хотя признаются, что у пятой части из них есть трудности в учебе, особенно у детей, не прошедших предшкольную подготовку (17%), особые сложности дети испытывают с организацией учебного труда: совсем не умеют организовывать свой труд 16% первоклашек, из них 15% не прошедших предшколу.

Все выше сказанное подтверждает необходимость организации предшкольного образования в интересах своевременного развития детей,  формирования основных психических процессов и основ ключевых компетенций

 

6. Ожидаемые результаты

 

Реализация целей и задач предшкольного образования в МОУ «Хотмыжская СОШ» предполагает увеличение процента охвата детей 5-7 лет предшкольным образованием, что позволяет выравнить стартовые возможности дошкольников из разных социальных групп при поступлении в первый класс, повысить качество предшкольного образования, а так же,  удовлетворяет запрос родителей на подготовку детей к обучению в школе.

Кроме того, переход на предшкольное образование обеспечивает преемственность дошкольного и начального образования.

 

 

 

 

Hosted by uCoz