[назад]                                               Викторина «Знаешь ли ты русский язык?»

  «То, что мы знаем, - ограниченно, а то, чего мы не знаем, - бесконечно», - утверждал П. Лаплас. 

 

  Воспитать у учащихся стремление к приобретению знаний, повысить эрудицию в области русского языка помогут внеклассные занятия, например, викторина «Знаешь ли ты русский язык?»

 

  Это внеклассное мероприятие поможет учителю в игровой форме проверить теоретические знания и практические навыки учащихся, а также вызовет интерес к изучению русского языка.

   Как проводятся подобные мероприятия, мы покажем на примере викторины по теме « Словообразование и орфография». (6 -7 кл.) 

 

  На доске висит плакат (примерно четыре листа ватмана, соединённые вместе), в его центре укрепляется вращающееся штурвальное колесо. На одну из ручек штурвала прикреплена стрелка. Колесо раскручивается, и стрелка при остановке штурвала показывает на одну из станций. Таких станций пять: Историческая, Практическая, Теоретическая,  Сообразительная и Музыкальная.                                                                      

 

  Класс разбивается на три команды .По очереди каждый участник команды подходит к штурвальному колесу, раскручивает его и по остановившейся стрелке определяет, на вопрос какой станции он должен отвечать. Если представитель команды затрудняется в ответе, то ему помогают члены команды. За правильный ответ команда получает жетон, который прикрепляется в таблицу результатов:

 

      Команда 1

        Команда 2

     Команда 3

 

 

 

 

  Если стрелка покажет на Музыкальную станцию, то звучит музыка. После исполнения музыкального номера испытанию подвергается следующая команда.

 

  Вопросы Исторической станции. (Вопросы истории языка изучаются на уроках.)

                                                                                                 

1.    Каково происхождение слова сочетание?

Ответ: чета – два (слав.), со – вместе. (Понятие словосочетания можно дать при изучении сложносокращённых слов, которые в некоторых случаях образуются из словосочетания.)

2.   Каково значение слова паркет?

Ответ: паркет – слово, заимствованное в XVIII в. из французского языка. Parquet – с исходным значением «огороженное место, помост, возвышение».

3.   Каково происхождение слова предмет ?

Ответ: предмет – словообразовательная калька с латинского языка – objectum, слово появилось в русском литературном языке в первой трети XVIII в.

4.   Какова история возникновения слова богатырь?

Ответ: богатырь – древнерусское заимствование из тюркского языка. Богатырь, вместо первоначального богатурь, возникло под влиянием прилагательного богатый и слов с суффиксом

-ырь.

            5. Какова история происхождения слова вежливость?

Ответ: слово «вежливость» образовалось от слова вежливый. Это древнерусское производное  с  помощью суффикса

 - ьлив-  (совр. –лив-) от неупотребительного сейчас « вежа» – «знаток», производного посредством суффикса -j- отвъъ ти – «знать»;di. Первоначально – «знающий, опытный», с XVI в.  употребляется и в современном значении.

            6. Когда появилось слово учтивый?

                Ответ: учтивый – известно в восточно- и южнославянских языках. Образовано с помощью суффикса –ив от несохранившегося учьтити, являющегося производным с префиксом у- от чьтити - «почитать», отмечаемого в памятниках с XIV в.

7.      Когда и из какого языка заимствовано слово уважать?

Ответ: уважать – заимствовано в XVIII в. из польского языка. Польское uwazac´- «быть внимательным, наблюдать, размышлять, считать» - является производным от uwaga – « внимание, замечание».

8.      Каково происхождение названия месяца август?

Ответ: август – заимствовано из старославянского. Старославянское аугоусть, авъгоустъ восходит к греческому augostos, которое, в свою очередь, передаёт латинское augustus – «священный». Римляне дали название месяцу в честь первого императора Октавиана Августа.

9.      Из какого языка заимствовано слово абажур?

Ответ: абажур – заимствовано из французского языка во второй половине XVIII в., первоначально со значением «окно, расширяющееся внутрь или наружу для усиления света».

           10. Каково историческое значение слова подражать?

                 Ответ: подражать – заимствовано из старославянского языка. 

                 Образовано суффиксально-префиксальным способом от драга            

       - «дорога». Буквально значит «идти той же дорогой ,  что и

       кто-то ».             

11.  Из какого языка и когда заимствовано слово лейтенант?

       Ответ: лейтенант – заимствовано в XVIII в. из немецкого

        языка. Немецкое Leutnant – «заместитель»

 

Вопросы Практической станции.

 

1.   Разобрать слово застеклить по составу.

2.    Разобрать слово прийти по составу.

3.    Назвать однокоренные слова к слову растение.

4.   Определить род сложносокращённых слов ВДНХ, ПДД, ГЭС.

5.   Назвать слова с корнем  -кас- - -кос-.

6.   Написать слова и объяснить правописание: сверхизысканный, безынтересный.

7.   Назвать способ образования слов спецкор, привокзальная.

8.   Подобрать синоним к слову бесчувственный.

9.   Подобрать антоним к слову безветренный.

10.  Написать три слова с приставкой при-, обозначающей неполное действие.

 11. Написать предложения и объяснить правописание корня -кас- -  -кос-: Касаясь стены. Прикосновение опасно.

 12. Объяснить правописание слов: загоревший, загар.

 

Вопросы Теоретической станции.

 

1. Что такое окончание слова?

2. Что называется основой слова?

3. Дать определение корня слова .

4. Дать определение суффикса .

5. Что называется приставкой слова?

6. Сформулируйте правило  правописания корня  -гар- - -гор-.

7. Сформулируйте правило правописания корня  -кас- - -кос-.

8. Когда после приставок пишутся буквы ы и и.

9. Сформулируйте правило правописания пре- и при-.

10. Когда в сложных словах пишется соединительная о, когда е.

11. Назвать способы образования слов и привести примеры.

12. Какие слова называются сложносокращенными?

13. Назвать способы образования сложносокращённых слов и привести примеры.

    

 Вопросы Сообразительной станции .

 

 1. Шарады:

    1) С буквой к бери меня на покос,

        А  без буквы  к ужалю в нос.

     Ответ: коса – оса.

    2) Из писка птиц мой первый слог возьмите,

        Второй – с бараньей головы.

        Откройте печь и там найдёте

        То, что не раз едали вы.

     Ответ: пи-рог.

             4. Что правильно? Декоративный:

                 1) служащий для украшения,

                 2) с крапинками, пятнистый,

                 3) исполненный ручным трудом.

                  Ответ: служащий для украшения .

 

  В заключение викторины подводятся итоги, награждаются победители. На этой же встрече даётся задание к следующей викторине, которая будет посвящена имени существительному. Чтобы не оказаться в проигрыше, учащиеся старательно изучают указанный раздел и с нетерпением ждут очередных испытаний. Заинтересованность учеников в изучении русского языка при такой проверке знаний значительно возрастает.  

 

                                                                                                                                  Куцына И.И.

 

 
 

 

Hosted by uCoz