[назад] Я-гражданин России (экология) |
Актуальность и важность данной проблемы
для села, района, региона.
Что такое экология и почему это слово столь актуально в наше время? Термин «экология» образован от двух греческих слов (от греческого «ойкос» – дом, жилище, родина, и логос – наука), означающих дословно «наука о доме».
В качестве самостоятельной науки экология оформилась лишь в XX веке, а большое значение экологии как науки по- настоящему стали понимать лишь недавно. Этому есть объяснение, которое связано с тем, что рост численности населения Земли и усиливающееся воздействие на природную среду поставили человека перед необходимостью решать ряд новых жизненно важных задач. Для удовлетворения своих потербностей в воде, пище, чистом воздухе человеку надо знать как устроено и как функционирует окружающая его природа.
В природе протекают очень сложные процессы. Все организмы тесно взаимосвязаны между собой и с окружающей средой. Организмы не только зависят от внешних условий, но и сами оказывают огромное влияние на окружающий их мир. Отрасль экологии, использующую экологический подход применительно к человеческому обществу, называют сейчас наукой об окружающей среде, или экологией человека. Экология- жизненно важная для человека наука, изучающая его непосредственное природное окружение.
В связи с развитием научно-технического прогресса все больше и больше усиливалось воздействие человека на окружающую среду, и воздействие это чаще всего носит негативный характер. Человечество давит на «педаль» потребления, увеличивая темпы деградации окружающей среды и движения к пропасти глобального кризиса. Бизнес и инстинкт потребления правит миром. Цели человеческой жизни померкли. Человек перестал понимать, для чего он живет, не ведает, что творит. Если бы каждый знал, что в сутки уничтожается около 10 видов биоты, ежеминутно вырубается 25 гектаров леса, а количество антропогеннных шлаков в 2000 раз превосходит «отходы» боисферы.
Экологические проблемы не знают государственных границ и проиродных рубежей – они глобальны. Мы обязаны жизнью нашей планете – прекрасной Земле, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи, и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед … человечеством.
Заботу о нашем общем доме должен взять на себя каждый житель планеты. Любой здравомыслящий человек обязан внести свой посильный вклад в защиту природы. Вопросы экологии рассматриваются сегодня на государственном уровне, стоят в повестке заседаний Государственной Думы Российской Федерации, обсуждаются в правительстве и лично президентом В.В.Путиным.
Учащиеся Хотмыжской школы, изучая на уроках вопросы, связанные с состоянием окружающей среды, решили исследовать работу школы в вопросах развития экологической культуры учащихся и воспитания экологической грамотности каждого жителя села. Земля - наш дом, мы хозяева в нём. Если не мы, то кто же нашей Земле поможет?
Цель экологическогог воспитания:
· повышение интереса учащихся к экологии как науке,
· привлечение внимания к состоянию природы родного края,
· привитие любви к своей малой Родине,
· воспитание чувства ответственности за сохранеие её богатств перед будущими поколениями.
Сбор и анализ информации по вопросам экологии.
Учащиеся Хотмыжской школы провели анкетирование жителей села по вопросам экологической грамотности и культуре поведения в природе.
Анкета №1
1.Знаете ли вы,что такое экология?
2.Знакомо ли вам понятие охрана окружающей среды?
3.Связаны ли эти понятия между собой?
4.Слышали вы когда нибудь об экологических катастрофах?
5.Считаете ли вы себя ответственным за состояние
окружающей среды?
6.Знаете ли вы охраняемые растения своего края?
7.Нуждается ли природа в нашей защите?
8.Участвуете ли вы в акциях по охране природы?
Анкета №2
1.Любите ли вы отдыхать на природе?
2.Разжигаете ли вы костры в лесу?
3.Слушаете ли вы громкую музыку?
4.Оставляете вы после себя мусор или незатушенный костёр?
5.Считаете ли вы, что обычная уборка территории-это природоохранная акция?
6. Принимаете ли вы участие в благоустройстве прилегающих к вашему дому территорий?
Данные исследования позволяют утверждать, что многие жители села знают,что такое экология,знакомы с экологическими проблемами,с правилами поведения в природе и понимают свою значимость в охране природы .Но некоторые не представляют,что может сделать каждый из них в деле охраны окружающей среды,какой посильный вклад могут внести в охрану природы родного края.
Программа действий по экологическому проекту на 2006 – 2008 год:
Изучив данные социалогического опроса и руководствуясь политикой правительства Российской Федерацией, направленной на улучшение экологической обстановки в стране, проведя экологический мониторинг состояния окружающей среды села Хотмыжск, мы разработали план мероприятий, направленных на улучшение экологической обстановки в районе школы и села. Также мы разработали мероприятия, направленные на формирование экологической грамотности учащихся и жителей села родого края.
№ п/п |
Наименованиемероприятий |
Сроки выполнения |
Ответствен ный |
1 |
Благоустройство цветочных клумб, газонов: - цветники - газоны
|
Весь период 2006 – 2008 года |
Руководители учреждений ОКЦ, Сергиенко И.Э., Черниченко А.В. |
2 |
Уход за цветочными клумбами, газонами (полив, прополка, подкормка, стрижка) |
Май – сентябрь ежегодно |
Сергиенко И.Э. Черниченко А.В. классные руководители 5 – 11 кл. |
3 |
Посадка тюльпанов |
Сентябрь 2006 год |
Сергиенко И.Э. Черниченко А.В. классные руководители 5 – 11 кл. |
4 |
Организация рокариев |
Аперль 2006 года |
Сергиенко И.Э. Черниченко А.В. классные руководители 5 – 11 кл. |
5 |
Закладка плодового сада |
Весна 2006 года |
Сергиенко И.Э. Черниченко А.В. классные руководители 5 – 11 кл. |
6 |
Пересаживание тюльпанов |
Август – сентябрь ежегодно |
Сергиенко И.Э. Черниченко А.В. классные руководители 5 – 11 кл. |
7 |
Экологические субботники |
По мере необходимости |
Сергиенко И.Э. Черниченко А.В. классные руководители 1 – 11 кл. |
8 |
Разведение голубей |
2006 год |
Зам. директора по ХР Уколова Н.А. |
9 |
Выращивание рассады цветочно-декоративных и овощных культур |
В течение года |
Сергиенко И.Э. Черниченко А.В.
|
10 |
Посещение особо охраняемых природных территорий |
В течение года |
Зам. директора по ВР |
11 |
Организация зеленого уголка |
Октябрь 2006 |
Сергиенко И.Э. Черниченко А.В.
|
12 |
Экскурсии в краеведческий музей, в санаторий «Красиво» |
В течение года |
Зам. директора по ВР |
13 |
Посев газонной травы |
Май 2007год |
Зам. директора по ХР Уколова Н.А. |
14 |
Внеклассные мероприятия по экологии |
В течение года |
Зам. директора по ВР, классные руководители 1 – 11 классов |
15 |
Посадка каштанов |
Апрель 2007 |
Классные руководители 6-11 кл. |
16 |
Укрепление откосов |
Май – июнь 2007 |
Зам. директора по ХР Уколова Н.А. |
17 |
Работа на учебно-опытном участке |
Май 2007 год |
Сергиенко И.Э. Черниченко А.В.
|
18 |
Посадка деревьев по периметру школьной территории. |
Весна 2008 год |
Зам. директора по ХР Уколова Н.А. |
19 |
Строительство фонтана |
Январь – май 2008 |
Зам. директора по ХР Уколова Н.А. |
20 |
Распространиние листовок с экологическим содержанием |
В течение года |
Зам. директора по ВР, школьное министерство экологии. |
Реализация плана действий
Наше село Хотмыжск очень древнее и расположено в живописном месте. Величавый храм Воскресения возвышается над реков Ворсклой Недалеко расположена знаменитая здравница ОГУЗ «Санаторий «Красиво». Многие оздаравливаются в санатории и посещают наше село и храм. Люди любуются великолепием ландшафта и восхищаются неповторимой красотой природы нашего края. Новая школа, построенная в 2004 году, не создавала единого культурно – духовного комплекса вместе с храмом Воскресения и окружающей природой. Прилегающая к школе территория требовала балагоустройства. Возле школы было очень мало растений, а растения, окружающие человека, поглощают пыль, шум, увлажняют атмосферу, снижают загрязнения, убивают болезнетворные микроорганизмы, способствуют улучшению здоровья людей. Человеку многое уже известно о функционировании и устойчивости живой природы, но надо строить свои собственные отношения с ней .
Что делать? С чего начать? Форм и методов много.
Поэтому мы решили сначала облагородить территорию вокруг школы и на примере благоустройства организовать экологическое воспитание учащихся, основной задачей которого является формирование экологической культуры личности. Для этого учителя и учащиеся подготовили клумбы, посадили тюльпаны, высадили семена и рассаду цветочно-декоративных культур, оформили альпийские горки, высадили можжевельник, посеяли газонную траву.
Школа имеет замечательную спортивную площадку, но футбольное поле находится ниже основной территории, и откосы, которые его окружают, под действием природных факторов постепенно разрушаются. Для предотвращения эррозии почвы мы организовали укрепление откосов.
С ноября по апрель учащиеся нашей школы принимают активное участие в операции «Птичья столовая». Ребята вместе с родителями и на уроках технологии изготавливают кормушки для птиц, развешивают их вблизи школы и в течение суровых зимних месяцев подкармливают наших пернатых друзей. Заботятся о голубях, обитающих на территории школьного двора в специально построенном для них домике. Ежегодно в марте мы отмечаем День птиц. Школьники принимают участие в конкурсе на лучший рисунок, в классах проходят мероприятия, посвященные птицам: беседы, викторины, КВНы. Ребята приносят домики для птиц различной формы, сделанные своими руками.
В нашей школе работает министерство экологии, которое отвечает за различные экологические мероприятия и просветительскую работу среди учащихся и жителей села.Они привлекают ребят к распространению листовок, призывающих бережно относиться к природе родного края,учат правильному поведению в природе,развивают чувство ответственности за состояние окружающей среды.
С целью привлечения ребят к простому сельскохозяйственному труду и расширения знаний об агроэкологии школьники занимаются исследовательской работой на пришкольном учебно-опытном участке и в теплице. Недалеко от производственного отдела учебно-опытного участка коллективом школы был заложен яблоневый сад.
Педагогический коллектив Хотмыжской СОШ уделяет большое внимание вопросам экологического воспитания детей и молодёжи. Проблемы охраны окружающей среды, взаимодействия природы и общества рассматриваются в различных аспектах на уроках биологии, химии, географии, истории, природоведения, экологии и др. Эти вопросы рассматриваются также на внеклассных мероприятиях. На заседаниях юннатского и литературного кружках ребята пробуют писать стихи, сочиняют рассказы и сказки.
Предмета экологии в школе нет, но экологическое воспитание в школе проводится целенаправленно, междисциплинарно по всем предметам, начиная с начальной школы и до 11 класса:
- через все уроки педагогический коллектив формирует у учащихся экологическое мышление, их ответственность за поступки, чистоту мыслей, развивает личность;
- где уместно, широко используется исторический и краеведческий материал о природоохранной деятельности;
- традиционно ведется просветительская работа с родителями по вопросам воспитания, бережного отношения к окружающей природе;
- через обучение и воспитание показывать единство человека с природой - основная цель педколлектива.
Основную работу по экологии в школе возглавляет биолог.
Урок остается по - прежнему основной и главной формой организации экологического процесса в биологии.
Традиционно в школе проводятся месячники по предметам, где обязательно затрагиваются актуальные экологические проблемы. Результат: выставки экологических газет, плакатов рисунков.
В сентябре - апреле проходят экологические недели, когда организованно благоустраивается школьная территория, хотя работа на пришкольном участке ведется систематически, по плану. Большое внимание в это время уделяется наведению должного санитарного состояния внутри школы: рекреаций кабинетов, внутреннему озеленению, подводятся итоги.
Экологическое воспитание в школе осуществляется и через кружковую работу по плану "Школы экологических знаний" с 1 по 9 класс.
Осенью в школе проводится выставка цветов, изделий из природного материала, экологическая ярмарка.
Весной (март) традиционно школьники участвуют в празднике "День Птиц".
Для поддержания чистоты и порядка школьного двора и прилегающей территории коллектив школы участвует в экологических субботниках. Ребята вместе с учителями убирают снег, ухаживают за памятником погибшиих воинов, за братскими могилами.
Ежегодно учащиеся школы участвуют в экологических олимпиадах. В этом году ученик 9 класса Мошенский Павел в районной биологической олимпиаде занял 1 место и защищал честь района на области.
Экологические олимпиады отличаются от подобных школьных состязаний по другим учебным предметам. И прежде всего тем, что экология еще не стала обязательной дисциплиной для средних общеобразовательных учреждений. К сожалению, еще не сформулированы требования к объему знаний и умений школьников для их успешного участия в олимпиаде. А это важно. Ведь экология как научная и учебная дисциплина носит интегрированный характер, и участником олимпиад необходимы знания из области не только самой классической экологии, но также биологии, химии, географии, физики, гуманитарных предметов.
Все-таки самые первые практические навыки по изучению и охране природы ребята получают на школьных учебно-опытных участках. Работа на участке сопряжена с большими материальными трудностями, но усилиями всего педколлектива, удается декоративно оформлять территорию пришкольного участка. Опытническая работа помогает формированию у ребят умений и навыков культуры земледелия, учит их работать в коллективе. У учащихся появляется интерес к исследованиям.