|
назад Защита прав ребенка
Оглавление
стр.
1. Введение 2
2 Возникновение Декларации и
Конвенции о правах ребенка. 3
4. Право детей на охрану здоровья 10
8. Заключение 14
9. Список использованной литературы 16
Введение
Сегодня, в
начале XXI века, можно констатировать, что общество и государство не создали
условий для благополучного развития и достойной жизни детей. Взрослые граждане,
должностные лица в полной мере не осознали то, что дети есть национальное
достояние. От того, как взрослые сегодня относятся к детям, будет во многом
зависеть жизнь грядущих поколений. Не осознали взрослые граждане и
ответственность перед детьми.
Проблемы защиты прав ребенка в новых социально-экономических условиях
обострились, положение детей стало крайне неблагоприятным.
Дети в РФ остаются, как и прежде, самой незащищенной социальной группой.
Преодолеть нарастание негативных тенденций, стабилизировать положение
детей, укрепить их правовую защиту и повысить ее эффективность - государственная
задача. Особенности несовершеннолетнего
возраста не могут не учитываться в праве. Несовершеннолетний - уже не ребенок,
но еще и не взрослый. Право должно не только учитывать эту особенность
несовершеннолетних, но и защищать их от возможных нарушений их прав и свобод со
стороны более "сильных" взрослых.
Число детей, оставшихся без попечения родителей и проживающих в государственных учреждениях, все еще очень велико.
· По разным оценкам, в России от 20 000 до 100 000 беспризорных детей
· 600 000 детей официально признаны инвалидами
· Более 730 000 детей остались без попечения родителей
· 180 000 из них живут в государственных учреждениях
В этой связи большое значение для воспитания несовершеннолетних имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием. Подростки должны знать те права (и обязанности), которые закреплены в действующих правовых актах за ними.
Возрождается детская
беспризорность, попрошайничество, растет число семейных правонарушений, а также
количество детей, находящихся в особо тяжелых условиях.
Из года в год в Российской Федерации в целом увеличивается количество
дел о лишении родительских прав в связи с невыполнением или ненадлежащим
выполнением родительских обязанностей, злоупотреблением родительскими правами,
жестоким обращением к своим детям. Участилось бегство детей из семей.
В России проблема защиты детей стояла и стоит чрезвычайно остро.
Экономический кризис, продолжающийся в стране, пагубно влияет прежде всего на
несовершеннолетних. Это видно из таких показателей, как увеличение числа бедных
семей в стране; рост числа правонарушений и преступлений, совершаемых
несовершеннолетними; увеличение количества детей, оставшихся без родителей; рост
числа несовершеннолетних, убегающих из дома и др.
Возникновение Декларации и Конвенции прав ребенка
Отношение к детям в разных странах и в разные исторические периоды было разным. Однако, уже к середине 50-х годов нашего столетия стало очевидным, что человечеству необходимы единые нормы, в которых бы предусматривались права собственно детей. И в 1959 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. В этом международно-правовом документе утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Именно в этом документе получили закрепление такие права детей, как право на имя и гражданство; право пользования благами социального обеспечения и право на здоровый рост и развитие; право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях; право на первоочередную защиту и помощь.
Принятие Декларациии имело огромное значение в деле защиты детей. Однако, нужно знать, что любая декларация имеет лишь рекомендательный характер, а, следовательно, ее нормы вовсе не обязательны для исполнения.
В этой связи огромное значение для защиты детей во всем мире имело принятие 20 ноября 1989 года Конвенции о правах ребенка. Конвенция была принята Генеральной Ассамблеей ООН и через год ратифицирована нашей страной. Следовательно, Россия взяла на себя обязательство неукоснительно исполнять все положения данной Конвенции, которая является наиболее полным документом о правах ребенка.
В соответствии со статьей 1 Конвенции ребенком является человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Всего же Конвенция содержит 47 статей, которые для удобства изложения можно объединить в отдельные группы по общности рассматриваемых в них вопросов.
К первой группе можно отнести такие права ребенка, как право
на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав.
Четвертая группа призвана обеспечить право на здоровье детей (ст. 24 закрепляет право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья).
Пятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).
И шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы и т.п.
В связи с подписанием Россией данной Конвенции, у нее появилась обязанность реализовать положения Конвенции в нормативных актах, регулирующих отношения между детьми и взрослыми в основных сферах их совместной жизнедеятельности. Безусловно, что и в Конституции РФ, и в других федеральных законах, уже нашли свое воплощение многие права ребенка, закрепленные в Конвенции. Однако, процесс приведения в соответствие с положениями Конвенции о правах ребенка Российского законодательства не является завершенным и требует своего продолжения.
Защита прав детей в рамках Семейного Кодекса
Защита прав ребенка в современной России относится к числу актуальных проблем, порожденных явным неблагополучием в положении несовершеннолетних детей как в обществе, так и в семье. И трудно сказать, в чем причина такого неблагополучия и кто виноват в этом в первую очередь - государство или семья. Несомненно, виноваты и те, и другие. Причем очевидно, что интерес государства к детям тесно переплетается с бесспорным фактом потери семьей своего авторитета, ослабления семейных устоев, когда традиционные защитные функции семьи сходят на нет или превращаются в свою противоположность, перерождаясь в серьезную угрозу для незрелой личности ребенка. Иными словами, есть все основания считать, что дети в опасности. Это обстоятельство обязывает перейти от лозунгов, адресованных всем и каждому, физическим и юридическим лицам, к более четким по смыслу и содержанию правовым предписаниям, способным при необходимости на деле помочь ребенку.
Особое место в системе мер поддержки детей занимают нормы права, закрепляющие возможность использования всех существующих в реальной действительности мер и способов обеспечения нормального духовного и физического развития ребенка. Тем более что Конвенция ООН «О правах ребенка» 1989 г. содержит следующее положение: «Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией за каждым ребенком». Озабоченность по поводу воплощения прав ребенка в действительность, проявленная на международном уровне, понятны, ибо мировое сообщество обеспокоено состоянием будущих поколений, их способностью на должном уровне поддерживать жизнь человека.
Таково в самом общем виде объяснение важности правовых проблем обеспечения интересов несовершеннолетних граждан. Причем речь идет о широкой гамме правовых средств защиты ребенка, тем более что их предпосылкой являются неодинаковые по своей отраслевой принадлежности законодательные акты, каждый из которых так или иначе, прямо или косвенно служит или может служить правовым инструментом, защищающим права детей.
Сама по себе тема защиты прав ребенка ассоциируется прежде всего с семейным правом, Семейным кодексом РФ, несмотря на то что его ст. 2, определяющая круг отношений, регулируемых семейным законодательством, специально не выделяет защиту прав ребенка. Она как бы растворена в регулировании личных (неимущественных) и имущественных отношений членов семьи, в состав которой, естественно, входят и несовершеннолетние дети. То же можно сказать о форме и порядке устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
Сложность защиты прав ребенка состоит не только в употреблении различных по своей отраслевой принадлежности правовых норм, но и в комплексном характере самого семейного права. Его основу составляют и так называемые нормы материального права, и правила административно-правовые, и предписания сугубо гражданско-процессуального характера. С другой стороны, защищают права ребенка нормы, которые принято относить к частноправовым либо к публично-правовым. Чаще всего они взаимодействуют, дополняя друг друга, когда речь идет о конкретных способах защиты прав ребенка, в чем непосредственно заинтересовано государство в лице органов опеки и попечительства.
Особенно это заметно, если речь идет о защите прав несовершеннолетнего, почему-либо попавшего в неблагоприятную семейную ситуацию или оставшегося вообще без семьи. Вместе с тем нетрудно заметить, что все семейно-правовые нормы, посвященные несовершеннолетним детям, пронизаны одной идеей - идеей приоритетной защиты интересов ребенка. Что же касается самих прав, то лидирующее место среди них занимает право ребенка жить и воспитываться в семье (п. 2 ст. 54 СК РФ). Это право служит как бы общим знаменателем при разрешении проблем, связанных с семейным воспитанием.
Налицо не простое отражение требований Конвенции ООН о правах ребенка, а результат коренного пересмотра существовавших ранее идеологических установок, когда роль семьи не принималась во внимание, всячески обесценивалась, что сказалось на многих поколениях людей. Теперь же, когда семья стала объектом охраны на конституционном уровне (ст. 38 Конституции РФ), нелегко вернуться к прежним ценностям даже в области защиты прав ребенка. Вот почему так важно превратить семейное законодательство в действенный инструмент защиты интересов несовершеннолетнего. Отсюда и необходимость критического осмысления действующего Семейного кодекса. Его реализация уже позволяет обратить внимание на определенные изъяны, пробелы и недоработки, проявившиеся в правоприменительной практике. А если учесть, что последние годы были непростыми для Российской Федерации из-за серьезных социально-экономических перемен в обществе, отразившихся и на представлении о семье, о родительских правах и обязанностях, о детях, то становится ясно, как велики требования именно к семейному законодательству.
Не случайно поэтому на различных конференциях, совещаниях, посвященных проблемам детей, все чаще звучат упреки в адрес семейного законодательства, которое якобы нуждается в коренной переделке в связи с его несовершенством, что служит причиной катастрофического положения детей в современной России. При этом основной акцент делается на недостаточно жесткой позиции Семейного кодекса в отношении родителей, не обеспечивающих полноценную защиту прав ребенка в своей семье.
И здесь следует сразу же сказать, что проблема ужесточения закона для тех, кто его должным образом не исполняет, относится к числу непростых и дискуссионных проблем. Причем ее сложность многократно возрастает, когда приходится иметь дело с родительскими правами и обязанностями, правомерное исполнение которых, как правило, служит залогом успешной защиты прав ребенка, связанных с его семейным воспитанием. Вот почему сторонники усиления ответственности родителей за своего ребенка, во-первых, затрагивают вопросы, имеющие прямое отношение к семейно-правовой ответственности за ненадлежащее семейное воспитание ребенка, и, во-вторых, игнорируют специфику семейного права. Кроме того, они рассматривают проблемы, относящиеся к материальному обеспечению родителями интересов ребенка, вне связи с действительностью.
В качестве меры ответственности за ненадлежащее семейное воспитание в Семейном кодексе предусмотрено лишение родительских прав, представляющее собой особую, предельно высокую меру семейно-правовой ответственности, применение которой ведет к полному прекращению правовой связи ребенка с его родителями (сохраняется лишь обязанность родителей платить алименты). Отсюда следует необходимость изоляции ребенка от лица, утратившего свои родительские права по суду. Это порождает сложную жилищную ситуацию, одним из реальных способов решения которой является выселение такого лица с занимаемой им жилплощади без предоставления ему другого жилого помещения. То есть бывшие родители утрачивают самое высокооцениваемое социальное благо - жилье. В результате лишение родительских прав становится еще более жесткой мерой ответственности. Но нельзя забывать, что с лишением родительских прав гражданин сохраняет свое конституционное право на жилище. К тому же в увеличении числа лиц без определенного места жительства государство никак не заинтересовано. Поэтому выходом из создавшегося положения могло бы быть лишь выселение таких лиц с предоставлением им другой, худшей жилой площади.
Таким образом, количество семейно-правовых способов ужесточения ответственности в результате лишения родительских прав ограничено рамками ст. 71 СК РФ, предусматривающей последствия лишения родительских прав. Вводить же уголовную ответственность за нарушение права ребенка на надлежащее воспитание в семье вряд ли уместно с любой точки зрения. Поэтому не остается ничего другого, как активизировать профилактическую деятельность по «спасению» детей главным образом с помощью борьбы с алкоголизмом и наркоманией - главными виновниками семейного неблагополучия, бедственного положения детей в семье.
Еще одно уязвимое место Семейного кодекса РФ некоторые авторы видят в несовершенстве правового регулирования алиментных обязательств родителей. Однако, как показывает практика, дело здесь в основном в процедуре исполнения решения суда в делах данной категории, в незаинтересованности судебных приставов-исполнителей (деятельность которых семейным законодательством вообще не регулируется) в исполнении решения суда. Увеличение же доли взыскиваемых алиментов свыше 50% заработка (дохода) лица, обязанного к выплате, чревато серьезными неблагоприятными последствиями. Во-первых, это вызвало бы рост числа лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов, во-вторых, привело бы к полному отчуждению детей и родителей друг от друга, что само по себе грозит возникновением более серьезных проблем, связанных с противостоянием между старшим и младшим поколениями. Вместе с тем в Семейном кодексе оказались забытыми интересы добросовестных родителей, готовых на основе поданного ими заявления добровольно заботиться о материальном обеспечении своих детей, что было предусмотрено ранее в ст. 89 Семейного кодекса РСФСР, устанавливавшей выплату алиментов лично лицом, обязанным платить алименты, либо через администрацию по месту его работы или получения им пенсии, стипендии.
Предлагается еще один, казалось бы, возможный канал усиления семейно-правовой ответственности. Это возложение вины за все происходящие в семье события негативного плана на семью и ее членов. При этом не учитывается, что, во-первых, семья как таковая, не будучи субъектом права, не может нести ответственность, и, во-вторых, семейное законодательство не всесильно и нельзя не учитывать его особенностей и потенциальных возможностей, особенно когда приходится иметь дело с правовым воздействием на личные отношения.
Таким образом, постановка вопроса о полной несостоятельности Семейного кодекса неосновательна.
Одним из существующих направлений усиления защиты прав и интересов ребенка, по нашему мнению, является принятие новых законодательных актов, затрагивающих наиболее важные сферы жизни несовершеннолетнего. Речь идет о следующих Федеральных законах: от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Их объединяет общая цель, состоящая в укреплении правовых предпосылок защиты прав ребенка, что, по идее, не может вызывать возражений. Но всякий закон остается таковым, если он отвечает определенным требованиям, чего нельзя сказать в данном случае. Здесь, скорее всего, налицо декларации, изобилующие общими положениями, похожими на лозунги, в которых «тонут» конкретные правовые предписания, предназначенные для защиты прав ребенка. К тому же далеко не все содержащиеся в этих законодательных актах предписания сопровождаются указанием на наступление конкретного вида ответственности за их неисполнение. Вот почему эти акты недостаточно эффективны. Они создают лишь иллюзию благополучия в законодательной сфере, относящейся к защите прав несовершеннолетнего.
Конечно, со временем число законов, предназначенных для защиты прав ребенка, возрастет. Но дело не в их количестве. Важно, чтобы они были именно законами со своей присущей им спецификой. С другой стороны, их следует нацеливать на решение задач не только сегодняшнего дня, но и на ближайшую перспективу. Во всяком случае, новые семейно-правовые акты не должны быть тормозом в деле развития цивилизованных отношений, связанных с правильно понимаемой и имеющей приоритетное значение защитой прав ребенка, что непосредственно относится к качеству подрастающего поколения. Именно под таким углом зрения следует критически оценивать действующий СК РФ, который, естественно, безупречным в своих деталях быть не может, ибо только годы испытывают любую правовую норму на прочность, только со временем обнаруживаются ее отдельные недостатки. Вот почему рассматривать конкретные положения, связанные с защитой прав ребенка, следует не абстрактно, а в прямой связи с правоприменительной практикой. Причем замечания в адрес СК РФ и отдельных его предписаний полезно сгруппировать, особо выделив наиболее важные из них. Сюда можно отнести направления, которые связаны, во-первых, с существующими пробелами в регулировании отношений по защите прав ребенка Кодексом; во-вторых, с наличием норм, затрудняющих защиту интересов ребенка в семейно-правовой сфере; в-третьих, с наличием в СК РФ неработающих правил.
Согласно п. 1 ст. 1 СК, к основным началам семейного законодательства относится следующее положение: «Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства». Так суммируются ч. 2 ст. 7 и ч. 1 ст. 38 Конституции. В прежнем же Семейном кодексе РСФСР говорилось о всемерной охране интересов матери и детей и об обеспечении счастливого детства каждому ребенку. Таковой виделась одна из основных задач семейного законодательства. При всей ее архаичности она все-таки по смыслу была ближе к осуществляемой с помощью Семейного кодекса защите прав ребенка, тогда как в СК РФ говорится о защите детства. Между тем детство - это особый период в развитии человека, падающий на первые годы его жизни, и защищается оно прежде всего нормами административного права, связанными с охраной здоровья ребенка, а также нормами трудового права. Защита прав ребенка и охрана детства - не тождественные понятия. Причем одним из важнейших прав несовершеннолетнего является его право на охрану детства. Отсюда может следовать вывод о существовании в общих положениях существенного пробела, затрудняющего защиту прав ребенка семейным законодательством, поскольку в Семейном кодексе отсутствует правовая основа такой защиты, не отражается принципиально важная идея, пронизывающая многие его статьи.
К числу правовых норм, не просто затрудняющих защиту ребенка, но и противоречащих целям и задачам семейного законодательства, относятся также некоторые положения Гражданского кодекса РФ. Как известно, ГК РФ снизил возрастную планку гражданской дееспособности с 15 до 14 лет. Это обстоятельство, естественно, нашло отражение во многих законодательных актах разной отраслевой принадлежности. Сказалось оно и на ч. 2 п. 2 ст. 13 СК РФ, позволяющей субъектам Федерации своими законами устанавливать порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет. Но одно дело - возможность вступать в гражданско-правовые отношения, другое - давать добро (даже в исключительных случаях) на вступление в брачные отношения, чреватые рождением ребенка, позволяющие заключить брак в столь раннем возрасте. Параллели здесь не уместны, чреваты далеко идущими неблагоприятными последствиями с любой точки зрения.
Еще одним свидетельством того, что не учитываются цели и задачи семейного права, служит ст. 1075 ГК РФ, предусматривающая ответственность родителей за вред, причиненный несовершеннолетним. Эта ответственность возлагается на лиц, утративших родительские права по суду лишь в течение трех лет после вступления решения суда о лишении родительских прав в силу, с оговоркой: если поведение ребенка, повлекшее причинение вреда, явилось следствием «ненадлежащего осуществления родительских обязанностей». Однако, чаще всего дефекты в семейном воспитании возникают в раннем детстве и дают о себе знать спустя многие годы. Поэтому ст. 1075 ГК РФ, перенося полностью гражданско-правовые требования на сферу семейных отношений, умаляет роль ответственности по семейному праву, что никак не способствует защите интересов ребенка семейным законодательством.
Таков далеко не полный перечень уязвимых с точки зрения защиты прав ребенка мест в тексте Семейного кодекса РФ. Причем обнаруживают они себя в процессе правоприменительной деятельности, играющей особую роль в выявлении недостатков
Согласно 41 статьи Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Дети - граждане России, соответственно они имеют право на бесплатное медицинское обслуживание.
Перечень видов бесплатной медицинской помощи детям:
1. скорая медицинская помощь, при состояниях, угрожающих жизни или здоровью детей, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями;
2. амбулаторно-поликлиническая помощь, включая проведение мероприятий по профилактике, диагностике и лечению заболеваний как в поликлинике, так и на дому:
o первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная;
o консультации, диагностика и лечение у специалистов, стоматологическая помощь;
o консультации, диагностика и лечение у специалистов детей в возрасте до 18 лет в центрах и кабинетах планирования семьи и репродукции человека;
o прививки (согласно национальному календарю прививок и по эпидемиологическим показаниям);
o профилактические осмотры детей в возрасте до 18 лет;
o целевые медицинские осмотры;
o диспансерное наблюдение здоровых детей, занимающихся физической культурой и спортом;
3. стационарная помощь при:
o острых заболеваниях, обострениях хронических заболеваний, травмах, ожогах и отравлениях, требующих госпитального режима, интенсивной терапии и круглосуточного наблюдения;
o инфекционных заболеваниях, требующих госпитализации и изоляции по эпидемиологическим показаниям;
o плановой госпитализации и реабилитации при заболеваниях, требующих круглосуточного наблюдения и лечения в условиях стационара (в т.ч. в детских и специализированных санаториях);
4. помещение в дневные стационары при проведении профилактических, диагностических, лечебных мероприятий больным, не требующим госпитального режима и круглосуточного врачебного наблюдения в стационаре и палате интенсивной терапии;
Перечисленные виды медицинской помощи оказываются специалистами профильных отделений (коек) по группам заболеваний и состояний:
Согласно 43 статьи Конституции РФ, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Среднее общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми среднего образования.
Одной из проблем, причиняющих наибольшее беспокойство родителям, является проблема образования детей. Решая, какое образование лучше дать ребенку, родители должны в первую очередь учитывать его коэффициент интеллектуальности. Конечно, другие факторы тоже важны: качество преподавания в школе, заинтересованность родителей в хорошей успеваемости ребенка, готовность ребенка много трудиться, его усердие и трудоспособность.
Защита прав ребенка в административном порядке осуществляется правоохранительными органами в лице прокуратуры и органов внутренних дел и органами опеки и попечительства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, на протяжении всей истории человечества отношение к детям претерпело значительные изменения. В первобытнообщинном обществе оно не особенно отличалось от отношения животных к своим детенышам. После, долгое время на детей смотрели как на безымянных членов клана или общины. В средневековой Европе, как показывают письменные источники, к детям до 6-7 лет относились как к младенцам, а потом – как к взрослым и приучали их к взрослой жизни. Фактически ребенок считался уменьшенной по размеру и умственному развитию копией взрослого.
В настоящее время ребенок из полностью бесправного существа, принадлежавшего своим родителям, превратился в субъект права. Но, несмотря на явный прогресс, достигнутый в этой области, дети опять-таки выступают в роли жертв экономических, социальных реформ, несовершенства законодательства. При этом дети практически не способны самостоятельно защищать свои права и отстаивать собственные интересы, а, следовательно, нуждаются в особенной, усиленной защите.
Обязательства государств мира, в том числе России, в области обеспечения и защиты прав ребенка закреплены во многих международных документах, включая Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и др.
Однако ключевым документом в этой области является Конвенция ООН о правах ребенка, закрепляющая различные права ребенка, — гражданские, политические, экономические, социальные и культурные, ранее никогда не объединявшиеся в одном документе. Этот международный договор не только определяет ребенка как лицо, наделенное конкретными правами, но предусматривает для него защиту прав с помощью национальных судебных или административных процедур.
Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 16 августа 1990 года. Тем самым она взяла на себя обязательство уважать, обеспечивать и защищать все права ребенка, предусмотренные этим международным договором. Дополнительно, 15 февраля 2001 года, Россия подписала Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах, вновь подтвердив свои обязательства в области защиты прав ребенка.
В сентябре 2005 года прошла 40-я сессия Комитета ООН по правам ребенка, контрольного механизма Конвенции. На этой сессии был рассмотрен Третий периодический доклад Российской Федерации о реализации Конвенции. По итогам рассмотрения доклада Комитетом были вынесены рекомендации относительно действий, которые должна предпринять Россия для исправления ситуации с правами ребенка. Весьма вероятно, что Комитет был вынужден вновь повторить свои предыдущие, так и не выполненные Россией, рекомендации, как это было сделано после рассмотрения Второго российского доклада в 1999 году.
За 15 лет, прошедших с момента ратификации Россией Конвенции, законодателями были предприняты значительные усилия по приведению российского законодательства, прямо или косвенно относящегося к правам ребенка и их защите, в соответствие с Конвенцией. В развитие положения Конституции РФ о защите государством материнства, детства и семьи (ст. 38), гражданское, уголовное, административное и другие отрасли законодательства содержат нормы о защите прав ребенка. Закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» фактически дублирует все положения Конвенции о правах ребенка ООН.
Анализ действующего сегодня семейного законодательства России позволяет заключить, что оно было приведено в максимально возможное за столь короткий срок соответствие международным обязательствам России. Реализуя один из основных принципов и приоритетов российского семейного законодательства — законодательное обеспечение прав ребенка, Семейный кодекс РФ 1995 года отводит правам несовершеннолетних целую главу (гл. 11 СК РФ). Практически все нормы о защите семейных прав ребенка, закрепленные в ней, так или иначе отражают требования Конвенции. Однако по-прежнему остро стоит вопрос о реализации и защите этих прав.
Список использованной литературы
1. Конвенция защите прав человека и основных свобод // Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, №2
2. Всеобщая декларация прав человека // ОБЖ, 1998, №2, с. 3-7
3. Всеобщая декларация прав ребенка // Сборник документов по правам человека, 1994
4. Конституция РФ от 12.12.1993 ( в ред. от 25.03.2004. №1-ФКЗ).
5. Азаров А. Я. Права человека.- М.: Юристь, 2004.
6. Аширова Э. День без защиты детей // Российская газета, 2004, № 7.
7. Буробин В.Н. Адвокатская деятельность. – М.: МНЭПУ, 2004.
8. Кравчук Н.В. Порядок защиты прав ребенка. - ИГПАН, 2002.
9. Галимов О.Х. Малолетние лица в уголовном судопроизводстве. - СПб.: Юриспруденция, 2003.
10. Зубенко В. Принципы и категории прав и свобод человека // ОБЖ, 2004, №5
11. Каламкарян Р. А. Концепция права в современном международном праве. // Государство и право, 2004, №6
12. Кравчук Н.В. Система международных органов в защите прав ребенка // Защити меня, 2004, №1
13. Кроткова Н. В. Права человека и новое российское законодательство (Материалы «Круглого стола») // Государство и право, 2005, №6
14. Кузнецова В.И. Международное право. - М.: ЮРИСТЪ, 2005, с 224-227
15. Лукашева Е.А. Общая теория прав человека. - М.: НОРМА, 2005
16. Мартынова Л. В. Методическое пособие по Конвенции о правах ребенка. – М. Инфра, 2004
17. Михайленко К. Е. Участие в международном соглашении по вопросам оказания международной правовой помощи // Государство и право, 2003, №5