|
назад
Анализ
работы МО начальных классов
за 2006-2007 учебный год
Идея личностно-ориентированного образования принята сегодня массовой начальной школой. Реализация педагогического процесса, личностно-значимого для каждого ученика, остаётся одной из самых острых проблем начального обучения.
Наш коллектив учителей начальных классов работает по такому типу обучения, при котором обеспечивается право каждого ребёнка на индивидуальное развитие, которое не противоречит его психологическому статусу (возможности, склонности, интересам), сохраняет и поддерживает индивидуальность ребёнка, предоставляет возможность каждому ребёнку работать в присущем ему темпе, предоставляет права выбора деятельности, партнёра, средств обучения. Стремимся к созданию условий для реализации творческих возможностей ребёнка.
Начальная школа перестала быть замкнутым концентром образования, дети не завершают своё обучение на этом этапе, а продолжают его дальше.
Все эти задачи старается решить коллектив учителей начальных классов: Светличная В.В., Диденко О.А., Арчакова Л.Н., Беляева Е.А.
Из них высшее образование имеют Светличная В.В., Диденко О.А., Беляева Е.А. Среднее (специальное) педагогическое – Арчакова Л.Н.
Первую категорию имеют Светличная В.В. и Диденко О.А. Вторую категорию – Беляева Е.А. и Арчакова Л.Н.
В этом учебном году Светличная В.В., Диденко О.А., Беляева Е.А. работали по программе «Начальная школа XXI века» (Н.Ф. Виноградова). Будут продолжать работать в новом учебном году Светличная В.В. – третий год, Диденко О.А. – второй год, Беляева Е.А. – четвёртый год. Арчакова Л.Н. занималась по традиционной программе. В новом учебном году будет набирать первый класс и обучать по программе «Начальная школа»
Методическое объединение учителей начальной школы продолжило работу по проблеме «Личностно-ориентированное обучение как принцип построения современного образовательного процесса», уделяя особое внимание психологическому аспекту, формированию способности детей творчески решать различные учебные задачи, используя для этого воображение. Мы стремимся изменить роль ученика: из пассивного, созерцающего существа, которое не владеет деятельностью, ведущей для этого этапа жизни, он превращается в самостоятельную, критически мыслящую личность. Постепенно урок трансформируется в учебное занятие; ученик, бывший всегда «объектом» обучения, становится равноправным участником процесса обучения, он демонстрирует активную познавательную деятельность при умелом руководстве учителя; самостоятельная работа приобретает вариативный, разноуровневый характер, что, безусловно, делает ученика уверенным в своих действиях; монолог учителя все больше превращается в учебный диалог, дискуссию. Свое место в уроке достойно занимает парная, групповая и коллективные формы работы.
Если возникают трудности, обращаются к коррекционно-развивающим тетрадям, в которых предусмотрены специальные подсказки-напоминания, помогающие ученику самостоятельно выполнять задания. Важно, не забывать, что слабому ученику особенно нужна эмоциональная поддержка учителя.
С приходом в школу для ребенка начинается вступление в новый возрастной этап и в новую ведущую деятельность – учебную. Поэтому наши учителя правильно считают, что игра остается очень важной деятельностью. Игра с правилами, дидактическая игра занимают определенное место в начальном обучении.
Одним из важнейших элементов игровой деятельности является наличие творческого начала: ребенок сам распоряжается взятой на себя ролью, устанавливает правила игры и взаимоотношения с партнерами, развертывает сюжет игры и заканчивает ее тоже по своему решению. Именно игра способствует развитию воображения, креативного мышления, коммуникативных умений.
Так как мы работаем по системе «Начальная школа XXI века», поэтому основываемся на теории деятельности А.Н. Леонтьева: «…обучение построено как процесс открытия каждым школьником конкретного знания. Ученик не принимает его в готовом виде, деятельность на уроке требует от него усилия, размышления, поиска. Школьник имеет право на ошибку…», В.В. Давыдова: «…в познавательном процессе теоретическое мышление и продуктивное воображение выполняют единую функцию, включены в единый контекст творческого развития ребенка на правах его самоценных образующих.», Д.Б. Эльконина: «… Обучение в начальной школе должно ориентироваться не на уже «созревшие плоды», а на потенциальные возможности ребенка и его потребности завтрашнего дня».
Не забываются и проводятся методика Амоношвили (учитель Диденко О.А.), Сухомлинского и Лысенковой (Светличная В.В.).
За прошедший учебный год было проведено 5 методических заседаний. Проводились деловые игры, 2круглый стол».
Продолжаем работать по направлению «Духовно-нравственное воспитание». Были проведены следующие мероприятия: «Здравствуй, масленица!», «Пришла Коляда – отворяй ворота!», «Рождественские вечера», «Красная Горка».
Также проводилась «Неделя книги», «Сказка ложь, да в ней намек», «День птиц», утренники ко всем праздникам.
Методическое объединение организовало и провело экскурсии в город Белгород в художественный музей, краеведческий музей, музей «Курская дуга». Посетили развлекательное шоу дельфинов.
ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.
Руководитель МО: Светличная В.В.
ТЕМА: Личностно-ориентированное обучение как принцип настроения современного образовательного процесса.
ЗАДАЧИ МО:
1. Совершенствование педагогического мастерства учителей.
2. Повышение качества обучения.
3. Повышение качества преподавания.
4. Совершенствование воспитательного процесса.
СПИСОК УЧИТЕЛЕЙ:
Портфолио |
ФИО учителей |
||||
Светличная В.В. (2,3 кл.) |
Диденко О.А. (1 кл.) |
Беляева Е.А. (4 кл.) |
Кривенченко Т.В. (2-11 кл.) |
Епифанова Т.Г. (ГПД) |
|
Проблема, над которой работаю |
Учебные игры, как средство повышения эффективности уроков |
Использование занимательного материала и дидактических игр на уроках |
Формирование культуры речи младших школьников на материале изучения глагола |
Формирование у учащихся правильной осанки, профилактика плоскостопия, профилактика нарушения зрения |
Дифференцированный подход к подготовке домашнего задания в ГПД |
Образование, стаж работы, учебная нагрузка |
Высшее, 40 лет, БГПИ им. Ольминского, пед.фак, учитель начальных классов (17 ч., 0,5 ГПД) |
Высшее, 9 лет, БелГУ, учитель начальных классов (20 ч., 0,5 ГПД) |
Высшее, 6 лет, БелГУ, учитель начальных классов (17 ч., 18 ч. ЗДВР) |
Высшее, 8 лет, БелГУ, преподаватель-организатор ОБЖ (16 ч.) |
Высшее, 30 лет, Ташкентский пед. институт, индивидуальное обучение на дому, воспитатель ГПД (50 ч., 30 ч. ГПД) |
Курсы, разряд |
13 разряд, декабрь 2005 года. |
13 разряд, декабрь 2005 года |
12 разряд, 2006 год. |
13 разряд, 2000 год. |
12 разряд, март 1997 года. |
Открытый урок |
Урок русского языка, литературного чтения |
Чтение, русский язык, математика |
Урок-анализ контрольных работ |
Уроки здоровья «Богатырские потешки», «Богатырские игрища» |
Самоподготовка |
Воспитательное мероприятие |
Праздник «Посиделки в горнице» Встреча с воином-интернационалистом |
Игра-конкурс «А, ну-ка, мальчики» |
КВН «Матушка-Зима» Концерт к 23 февраля |
Пожарная безопасность. Правила дорожного движения. Правила поведения на водоемах. Правила обращения с электроприборами. |
КВН по экологии. Анаграммы по русскому языку. |
Предметная неделя |
Неделя окружающего мира Неделя русского языка |
Чтение русский язык, математика |
Неделя литературного чтения |
Неделя «Безопасности дорожного движения». Неделя «Пожарная безопасность» |
«Очумелые ручки в ГПД» |
Заседание № 1 (август)
Тема: Особенности преподавания предметов в новом учебном году.
Цель: Познакомить с особенностями преподавания предметов в учебном году, определить проблемы и пути их решения.
Рассматриваемые вопросы:
1. Анализ работы МО за 2006-2007 учебный год.
2. Рассмотрение и утверждение плана работы на 2007 -2008 учебный год.
3. Рассмотрение и утверждение календарно-тематических планов на новый учебный год.
4. Рассмотрение и утверждение плана воспитательной работы на новый учебный год.
Заседание № 2 (октябрь)
Тема: Развитие творческой и познавательной активности на уроках русского языка и математики.
Цель: Развивать логику, творческое мышление, умение сосредоточиться.
Рассматриваемые вопросы:
1. Утверждение стартовых контрольных работ по русскому языку и математике.
Заседание № 3 (ноябрь)
Тема: Проблемно-поисковые технологии на уроках.
Цель: Способствовать развитию умения делать выводы на основе собственных наблюдений, сравнения, обобщения. Развивать логическое мышление и пространственное представление.
Рассматриваемые вопросы:
1. Современные образовательные технологии (Светличная В.В.)
2. Открытый урок-анализ контрольных работ (Беляева Е.А.)
3. Обсуждение и утверждение плана проведения недели окружающего мира.
Заседание № 4 (январь)
Тема: Технологии развивающего обучения.
Цель: Давать детям определенный минимум знаний. Вооружить их основными принципами построения научной картины мира, методами добывания знаний, приемами исследования и логикой научного мышления.
Рассматриваемые вопросы:
1. Тестирование как форма проверки учащихся по предмету (Диденко О.А.)
2. Развитие нестандартного творческого мышления, логики, памяти, наблюдательности, умения сосредоточиться (Светличная В.В.).
3. Итоги работы за первое полугодие.
4. Открытое мероприятие, посвященное Дню защитника Отечества.
Заседание № 5 (март)
Тема: Коррекционно-развивающее обучение на уроках.
Цель: Повышать уровень общего развития учащихся, восполнение пробелов развития и обучения, развивать познавательную сферу и речь.
Рассматриваемые вопросы:
1. Индивидуальная и групповая работа на самоподготовке в группе продленного дня (Епифанова Т.Г.)
2. Дифференцированный подход при выполнении домашнего задания (Светличная В.В.)
3. Обсуждение и утверждение плана проведения недели русского языка.
4. Открытое мероприятие «Посиделки в горнице».
Заседание № 6 (май)
Тема: Патриотическое воспитание младших школьников.
Цель: Пробуждение интереса к малой родине. Формирование элементарных представлений об историческом прошлом, воспитание уважения к народным традициям.
Рассматриваемые вопросы:
1. Проведение уроков здоровья «Богатырские потешки», «Богатырские игрища» (Кривенченко Т.В.)
2. Обсуждение и утверждение мероприятий, посвященных 65-летию Курской битвы.
ЛИТЕРАТУРА
«Трибуна учителя: опыт работы по развивающему обучению»
«Сборник практических материалов» Н.Г. Снегина
«Начальная школа XXI века» Н.Ф. Виноградова.