[назад]                         Творческая группа учителей , принимающих   участие

                         в региональном эксперименте.

     Программа эксперимента

«Совершенствование и апробация методов личностно-ориентированной педагогики сотрудничества в целях формирования образа выпускника общеобразовательной школы

Белгородской области»

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

Чередниченко А.Г.,

кандидат философских наук, доцент кафедры теологии БелГУ

 

Руководитель исполнительной группы:

 Гридунова О. А., директор МОУ «Хотмыжская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

Хотмыжск

2008

 

1.     Введение

Актуальность проблемы обусловлена необходимостью совершенствования духовно-нравственного становления детей и молодёжи, формирования их активной жизненной позиции, подготовки их к самостоятельной жизни, что является  важнейшей составляющей развития российского общества, переживающего сегодня системный кризис во всех важнейших сферах жизнедеятельности. Духовно-нравственное воспитание перестало рассматриваться как сущностно-необходимое для развития интеллектуальных, волевых, деятельных качеств личности. Образование школьников  свелось к его  информативно-интеллектуальной и морально-нормативной составляющим,  зачастую  лишённым  личностного смысла и содержания и оторванным от духовных оснований и корней,  от живой силы добра и любви,   которая является основанием и источником развития всех задатков,  сил и способностей человеческой личности. Образование не успевает сегодня за глобальными переменами, происходящими в мире, не отражает в своём содержании духовную высоту и воспитательный потенциал народной, православной и мировой культуры, открывающей перед человеком новые горизонты видения мира и приобщающей его к немеркнущим национальным и общечеловеческим ценностям.

В «Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации» особое звучание придано проблеме исторической преемственности поколений, сохранению, распространению и развитию национальной культуры, возрождению духовного и нравственного начал в образовании. Педагогика есть сфера педагогической культуры, обращённая к сердцу каждого школьника, без осознания которой невозможно постичь великие духовные традиции народной и православной культуры. Вот почему крайне важно осознание её ценностных оснований, позволяющих нам прийти к целостности восприятия мира, к гармонии бытия, к культуре образовательного поля в контексте выявления современного содержания понятия «образование» в его гуманистическом измерении.

На реализацию этой цели  направлены основополагающие документы федерального и регионального уровня: Концепция модернизации российского образования до 2010 года, Концепция художественного образования в Российской Федерации, «Программа  развития воспитания в системе образования в России на 1999-2001 годы», «Программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», а также постановление губернатора  Белгородской области  от 9 декабря 2004 г. № 224 «О мерах  по совершенствованию  духовно-нравственного  воспитания  детей и молодёжи». В этих документах рефреном проходит мысль о  более фундаментальном выстраивании национальной и культурной идентичности учащихся, формировании не только мыслящего человека, но и человека действующего, готового к адекватному восприятию перемен во всех сферах жизнедеятельности общества, здесь и сейчас формирующего свой жизненный мир, культурный, интеллектуальный и духовный потенциал.

 Данный подход ориентирует нас на поиск «единой матрицы», доминантной модели учебно-образовательного процесса, способной органично соединить всё конструктивное и перспективное, что сегодня наработано системой образования и воспитания для формирования духовно-нравственных качеств личности, развития творческих интересов и способностей школьников и включения их в разнообразные формы социокультурного творчества.

Именно поэтому, предложенная нами программа эксперимента, направленная на формирование духовно-нравственной личности на основе методов личностно-ориентированной педагогики сотрудничества,  представляется наиболее  значимой и перспективной. Она строится с учётом реально проявляемых способностей, наклонностей и дарований детей в условиях сельского образовательно - культурного комплекса МОУ «Хотмыжская средняя общеобразовательная школа».

 

Степень научной разработанности проблемы

Общая феноменология профессионально-педагогической культуры учителя нашла отражение в работах В.П. Беспалько, Е.В. Бондаревской, М.Я. Виленского, И.Ф. Исаева, А.К. Колесовой, А.В. Мудрика, В.А. Сластенина и др.

Существенный вклад в разработку этнокультурного подхода в образовании, основанного на изучении культуры народов РФ, внесли исследования П.В. Алексеева, Е.П. Белозерцева, С.И. Гессена, И.Ф. Гончарова, Г.Н. Волкова, П.К. Гречко, Д.И. Ермолович, В.А. Николаева, В.Д. Шадрикова, В.К. Шаповалова и др.

Истоки разработки проблем духовно-нравственного становления личности обнаруживаются ещё в античной философии, прежде всего в трудах Платона, Сократа, Аристотеля; в трудах мыслителей – Т. Кампанеллы, Дж. Локка и др. В своих педагогических концепциях Я.А. Коминский, Ж.Ж. Руссо подчёркивали значение народных основ духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

В России в ХIХ-ХХ веках пристальное внимание было уделено вопросам поиска нравственности и духовности, выработке национального самосознания народа в теоретическом наследии К.С. и И.С. Аксаковых, М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина, А.Ф. Лосева, В.В. Розанова, В.С. Соловьёва, С.Л. Франка, П.А. Флоренского и др. Они пытались понять и объяснить сущность и природу духовного, определить ведущие черты русского духовного характера, раскрыть содержание абсолютных духовных ценностей и идеалов, наиболее типичных для русского человека.

Разработке духовных основ национального самосознания посвящены классические труды культурологов, этнологов К.Н. Леонтьева, Н.Я. Данилевского, Г.Д. Гачева и др.

Проблемы духовно-нравственного развития личности на основе традиций народной и православной культуры получили освещение в трудах Т.И. Баклановой, Л.А. Рапацкой, Т.Я. Шпикаловой, М.Ю. Новицкой, Т.И. Петраковой, М.С. Жирова.

Большой вклад в развитие теории и практики  личностно-ориентированной педагогики в нашей стране внесли  Е.В. Бондаревская, О.С.  Газман, Э.Н.  Гусинский,  В.В.  Сериков, Ю.И.  Турчанинова, И.С. Якиманская.

Педагогика сотрудничества – одно из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Идеи педагогики сотрудничества были осмыслены и выражены группой педагогов-журналистов и педагогов-новаторов, в первую очередь С.Л. Соловейчиком и В.М. Матвеевым, а также И.П. Ивановым, В.Ф. Шаталовым, И.П. Волковым, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковским, С.Н. Лысенковой, Б.П. и Л.А. Никитиными и др. Они же дали название технологии – педагогика сотрудничества. В педагогике сотрудничества в обобщенном опыте соединились лучшие традиции советской школы (Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский), достижения русской (К.Д. Ушинский, Н.П. Пирогов, Л.Н. Толстой) и зарубежной (Ж.Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) психолого-педагогической науки.

В основу педагогики сотрудничества положены глубокое понимание и гуманный подход к личности ребенка, коллективистское воспитание, высокий профессионализм учителя и общественное внимание к школе.

Таким образом, актуальность рассматриваемой программы эксперимента обоснована недостаточной теоретической и методической разработанностью технологии внедрения личностно-ориентированной  педагогики сотрудничества  в образовательный процесс сельского образовательно -    культурного   комплекса.

  Главная цель исследования разработать и обосновать педагогические основы духовно-нравственного развития личности выпускника на основе методов личностно-ориентированной педагогики сотрудничества в процессе освоения традиций народной и православной культуры. 

Объект исследования – деятельность МОУ «Хотмыжская средняя общеобразовательная  школа» и  образовательно-культурного центра села Хотмыжск по духовно-нравственному развитию личности на основе методов личностно-ориентированной педагогики сотрудничества в процессе освоения традиций народной и православной культуры. 

Предмет исследования – процесс формирования духовно-нравственной личности выпускника средствами традиционной народной и православной культуры на основе методов личностно-ориентированной педагогики сотрудничества.

 

 

2. Теоретические основы экспериментальной работы

Личностно-ориентированная  педагогика  обращена к личности учащегося, его реальным потребностям и интересам и направлена   на развитие таких личностных качеств ребёнка, как любовь,  свобода (самодеятельности, самовыражения, самоуправления, самореализации, самоопределения, самопознания, самовоспитания) и творческая ответственность  за своё  личностное бытие – духовную, социальную  и физическую самореализацию.

В центре внимания  личностно-ориентированной педагогики  стоит личность участников педагогического процесса  как конкретных  носителей  личностного духовного  достоинства,  ценностей, интересов,  потребностей, установок, убеждений, представлений, устремлений,  чувств,  переживаний,  ожиданий и надежд.

Личностно-ориентированная педагогика основана на доверии изначально доброй духовной  сущности человеческой личности, представляющей  единство Истины, Добра и Красоты, направляющей личность  на путь обретения  духовного совершенства  и жизнестойкости, являющейся источником и основой саморазвития человека  и определяющей цель, направление и содержание   его самодеятельности.

 Вера в доброе начало  человеческой личности  определяет  характер педагогического общения  не как субъект-объектного функционально-ролевого, авторитарно-директивного,  но как межличностного  субъект-субъектного  духовного творческого общения  учителя и  ученика.

 Основой и содержанием духовно-нравственного  воспитания учеников в личностно-ориентированной  педагогике является их самодеятельность в удовлетворении потребности в  самореализации  духовной сущности, духовного потенциала человеческой личности и поддержка учителем  их желания  и потребности в  духовно-нравственном совершенстве.

 Главная задача личностно-ориентированной педагогики -  создание условий  для реализации и самоактуализации   духовного потенциала,  задатков  и способностей  личности   учащихся,  поддержка  и укрепление  их естественных  потребностей,  желаний, интересов и  стремления к духовному совершенству.

В личностно-ориентированной  духовно-смысловой педагогике сотрудничества учителя  учат учащихся своим личностным способом бытия, своим  личным отношением к ним.  Оказывая ученикам помощь и поддержку в учёбе,  проявляя к ним искреннюю доброжелательность, заботу, понимание  и внимание, помогая  научиться мыслить и действовать самостоятельно, они учат их свободно искать и находить Веру, Истину, Добро и Красоту,  обретать знания и духовное совершенство.

Педагогика сотрудничества предполагает внутреннюю  уверенность  учителя в возможностях и способностях  каждого ученика,  доверие его  к личностному достоинству и духовной сущности,  ориентированной  на Добро, Истину, Красоту и  духовное совершенство, способность видеть мир   глазами детей, способность    понимать и принимать внутренний мир учащихся   безоценочным  способом.

Духовно-смысловая  личностно-ориентированная педагогика сотрудничества  в отличие   от  авторитарно-информативной директивной  педагогики направлена на поддержку, активизацию   и  обеспечение  изначальной познавательной  (интуитивно-духовной и интеллектуальной) любознательности и активности  учащихся, на  инициирование процессов осмысленного учения. В этой педагогике – учитель не транслирует  информацию, но учит самостоятельно работать и мыслить:  осмысливать мир и личный опыт учащихся.

В личностно-ориентированной  духовно-смысловой педагогике сотрудничества школа не столько формирует человека,  сколько создаёт условия для его личностного роста,  для самодеятельной творческой  активности учащихся, осуществляющейся из их духовной  сущности и изначального добра. Школа создаёт учащимся условия  для  созидательного творчества,  для восхождения к свободе и любви.  Воспитание  становится  не просто важной составной частью  образования личности учащегося, но основой и условием всего образовательного процесса.  Духовно-нравственное воспитание,  направленное на  актуализацию духовного потенциала человеческой личности,  раскрытие её сущностного ядра определяет содержание  и направление  образования,  создаёт условия для развития  познавательных способностей и возможностей  человеческой личности. Личностно-ориентированная педагогика  сотрудничества есть   обучающее воспитание  (В. В. Зеньковский), обращённое не только к рассудку  и памяти, но к сердцу и, следовательно,  к  совести, нравственному чувству,  целостному разуму и духовной силе  учащихся. Главная задача обучающего воспитания – создание условий для творческой  самодеятельности и самовыражения учащихся  в их духовно-нравственной, художественной, познавательной, трудовой  деятельности. Обучающее воспитание в личностно-ориентированной  педагогике сотрудничества направлено  на создание условий  для осознания, укрепления,   актуализации и выражения духовного потенциала человеческой личности,  на обретение  ею жизнестойкости на духовном, социальном и  витальном уровнях бытия.

 Главной целью педагогических усилий становится личность учащегося и её благополучие. Личностно-ориентированная педагогика создает условия для  изучения  школьниками того,  что имеет  для  них  личностно-практический смысл,   включается в их  жизненный опыт и способствует осознанному удовлетворению  их  базисных потребностей.  К базисным потребностям личности относятся:

 духовные потребности в любви,  добре, красоте, познании Истины, мира и человека в полноте, свободе и устойчивости жизни,  в понимании,   творчестве, общении, самопознании, самодеятельности,  самоактуализации и   самовыражении; 

социальные потребности  в самоуправлении, справедливости,   солидарности, заботе,  творческой самодеятельности, взаимопомощи, поддержке,  воспитании детей;

 биологические потребности в достойном  человека поддержании  телесного здоровья, комфорта бытовых условий   жизни, в  воспроизведении здорового потомства, в  безопасности и сохранении жизни.

  Совершенствование  личностно-ориентированной педагогики сотрудничества  предполагает изучение и создание  мировоззренческих,  педагогических, методических, духовно-психологических условий становления   духовно здоровой, целостной, творческой,  жизнестойкой самодеятельной личности, способной  к самостоятельному удовлетворению своих базисных  потребностей,  самостоятельному  мышлению и образованию.

3. Концепция эксперимента

Основные теоретические и практические идеи и принципы  личностно-ориентированной педагогики сотрудничества нуждаются в экспериментальной  апробации   и  практическом подтверждении. Методы, формы, средства образовательной деятельности лично-ориентированной педагогики нуждаются в разработке и  апробации, необходимо исследование их эффективности и безопасности для духовного здоровья личности учащихся.

Вышесказанное определяет направление и содержание опытно-экспериментальной работы в  МОУ «Хотмыжская средняя общеобразовательная школа».

 Гипотеза эксперимента:  формирование духовно-нравственной личности выпускника  общеобразовательной школы Белгородской области невозможны вне личностно-ориентированной педагогики сотрудничества, основанной на лучших традициях народной и православной культуры.

Самореализация и самовыражение  учащимися своего духовного потенциала создает условия для большей эффективности обучения, более высокого уровня интеллектуального, художественного, волевого, деятельно-трудового развития личности. Духовно-нравственное и художественно-эстетическое развитие личности школьников является не просто одним из направлений, но и базисной основой формирования духовно-здоровой, целостной, творческой самодеятельной личности.

Если ученики окружены высоким уровнем понимания, заботы и искренности, они более охотно и успешно учатся и лучше себя ведут, чем когда они имеют дело с авторитарно-директивным отношением к себе со стороны учителей.

 Профессиональная деятельность учителя, прошедшего специальную подготовку в области личностно-ориентированного  образования, предлагает учащимся творческий поиск, сотрудничество, диалог, обращена на облагораживание души и сердца ребёнка, воспринимает его таким, какой он есть, а знания мыслятся как необходимые условия для творчества и созидания.

          Реализация комплексного подхода в личностно-ориентированном образовании  возможна в рамках единого культурно-образовательного пространства села Хотмыжск на основе сотрудничества всех социокультурных институтов: МОУ «Хотмыжская средняя общеобразовательная школа», МДОУ «Хотмыжский детский сад», Хотмыжский Дом культуры, Храм Воскресения, филиал Борисовского краеведческого музея.

 

Цели эксперимента:

       1) разработка и внедрение в образовательный процесс мировоззренческих, теоретических, педагогических, методических, духовно- практических, культурных, социальных условий образования духовно здоровой целостной творческой личности, соответствующей     образу  выпускника  общеобразовательной школы Белгородской области;

2)  изучение,  разработка  и  апробация  приемов, подходов, методов, форм, принципов поддержки и активизации  духовно-нравственной, художественной, познавательной, трудовой самодеятельности учащихся, направленной  на самоактуализацию  потенциала их личности;

3) разработка средств и способов обучающего  воспитания: личностно-смыслового образования школьников на основе их духовно-нравственной и художественной  деятельности.

 

Задачи эксперимента:

-создание и исследование условий актуализации духовно-нравственного потенциала личности, развития её сущностных сил и способностей;

-практическое применение идей и принципов обучающего воспитания личностно-ориентированной педагогики сотрудничества;

-исследование  путей и  способов созидания  личностных качеств на основе идей и принципов православной антропологии и педагогики, на основании единства Истины, Добра и Красоты;

 -разработка и исследование эффективности подходов, принципов, приёмов, форм,  методов,  которые позволили бы сохранить, укрепить и поддержать  врождённую познавательную и духовную активность  учащихся;

-обеспечение  учебной деятельности необходимыми средствами и условиями,  позволяющими сохранить и  укрепить   мотивацию к учёбе и духовному совершенству, превратить учащегося из пассивного потребителя знаний в заинтересованного исследователя  и искателя;

      -разработка уроков и других форм обучения и воспитания, основанных  на запросах и  потребностях детей, ориентированных  в их личностный опыт и  возможности  его осмысления;

-разработка и исследование эффективности   подходов,  принципов,  приёмов,  форм,  методов духовно-нравственного воспитания, самоактуализации и самовыражения  учащихся, укрепляющих и пробуждающих  их  в реализации  желания  личностного роста и творческой ответственности за свою судьбу и судьбу ближних;

 -создание духовно-практических, психологических, научно-теоретических условий для становления и укрепления  личностных  качеств и установок учителей, их духовно-нравственного  личностного роста, для развития способности  межличностного субъект-субъектного общения с учащимися;

 -разработка и исследование эффективности подходов, принципов,  приёмов,  форм,  методов работы с родителями в целях успешного духовно-нравственного воспитания и целостного образования детей;

   -исследование роли образовательно-культурного центра в реализации   комплексного  подхода   в  образовании, в улучшении качества  жизни и создании на селе среды  духовно-нравственного, культурного и гражданского общения,  способствующей  формированию и выражению личностных качеств  как участников педагогического процесса, так и всех  жителей села Хотмыжск;

-создание в школе и на селе поля педагогического и социокультурного общения адекватного духовной сущности  человеческой личности, её базисным потребностям (стремлению  жить в Добре, Истине, Красоте, обретению  жизнестойкости и уверенности  в себе, в своих силах, способностях и возможностях).

 

База эксперимента

 Муниципальное общеобразовательное учреждение «Хотмыжская средняя общеобразовательная школа».

 

Условия ведения эксперимента

Для реализации концепции эксперимента необходимы условия как в образовательном учреждении, так  и  на муниципальном уровне.

 

1. Создание и функционирование системы опытно- экспериментальной деятельности:

-         создание административной и творческой групп,  организующих, направляющих и регулирующих опытно-экспериментальную деятельность;

-         разработка и  внедрение нормативно-административных актов, регулирующих экспериментальную деятельность на региональном, районном и школьном уровнях;

-         разработка программы эксперимента для МОУ «Хотмыжская средняя общеобразовательная школа».

 

2.     Научно-теоретическое  обеспечение  экспериментальной деятельности:

-         разработка теоретических, мировоззренческих условий реализации  целей и задач  личностно-ориентированной педагогики  сотрудничества и обучающего воспитания;

-         научное руководство экспериментальной работой;

-         научно-теоретическая, духовно-практическая, мировоззренческая подготовка участников педагогического процесса,  участвующих в эксперименте;

-         организация в  МОУ «Хотмыжская средняя общеобразовательная школа»  научно-методической службы;

-         организация духовного просвещения   участников  педагогического процесса,  участвующих в эксперименте.

 

3.     Методически-организационное обеспечение эксперимента:

-         организация специальной методической и духовно - практической  подготовки учителей в области личностно-смыслового  обучающего воспитания;

-         организация духовно-психологической службы в  МОУ «Хотмыжская средняя общеобразовательная школа» в целях эффективного  решения задач  опытно- экспериментальной деятельности;

-         организация  межведомственного   взаимодействия участников  эксперимента.

 

4.     Создание системы диагностики, наблюдения и оценки результативности эксперимента:

-         создание в  МОУ «Хотмыжская средняя общеобразовательная школа»  диагностического центра, осуществляющего постоянный мониторинг духовно-нравственной и познавательной  активности  участников педагогического процесса, участвующих в эксперименте;

-         разработка  методов  и  направлений  диагностики и мониторинга экспериментальной деятельности;

-         разработка критериев и системы оценки успешности и эффективности опытно-экспериментальной деятельности.

 

Направления работы

 Концепция эксперимента  предполагает  ведение  духовно-просветительской и образовательной   деятельности  по четырём основным направлениям:

1.     Административное.

2.     Методическое.

3.     Диагностическое.

4.     Культурологическое.

 

1.     Административное.

-         Создание условий для повышения духовно-нравственного личностного потенциала культурно-досуговой и социально-гражданской деятельности.

-   Разработка модели управления земской школой, ориентированной на

    духовно - нравственное развитие выпускника.

-   Создание духовно-просветительского центра на базе школы.

     -   Совершенствование системы взаимодействия с социальными

         партнерами для обеспечения адаптации школы к изменениям в социуме.

-  Укрепление ресурсной базы школы с целью обеспечения её

   эффективного развития.

 

2.     Методическое.

-         Разработка  методов и форм  активизации познавательной и духовно-нравственной деятельности.

-         Духовно-нравственное и педагогическое просвещение учащихся, родителей, социума.

-         Теоретическая и духовно-практическая подготовка педагогов.

-         Разработка  комплексной программы актуализации  духовно-нравственного потенциала  участников педагогического процесса.

 

3.     Диагностическое.

-         Диагностика духовного состояния личности.

-         Мониторинг и оценка эффективности  личностно-ориентированной педагогической деятельности.

 

4.     Культурологическое.

-         Духовно-нравственное воспитание учащихся.

-         Духовно-нравственное, педагогическое просвещение социума на основе идей и принципов педагогики сотрудничества и православной антропологии.

-         Привлечение социума к жизни МОУ «Хотмыжская средняя общеобразовательная школа»,  к деятельности образовательно-культурного центра села Хотмыжск.

-         Сознательное  участие  родителей в личностно-ориентированном педагогическом   процессе.

-         Развитие навыков самоуправления, самовоспитания и благотворительной деятельности, опираясь на земские традиции.

-         Личностное субъект - субъектное  духовное  общение.

-         Развитие и поддержка  различных форм  благотворительной деятельности.

-         Развитие и поддержка социально-гражданской активности участников педагогического процесса.

 

Состав исполнителей

В экспериментальную работу будут  включены коллектив муниципального общеобразовательного учреждения  «Хотмыжская средняя  общеобразовательная школа», МДОУ «Хотмыжский детский сад», филиал Борисовского краеведческого музея, Хотмыжский Дом культуры, Храм Воскресения и,  в рамках межведомственного взаимодействия,  преподаватели социально-теологического факультета БелГУ.  Научно-методическое руководство  и сопровождение эксперимента  осуществляется специалистами управления образования и науки  Белгородской области,  преподавателями социально-теологического факультета Белгородского государственного университета.

 

Методы исследования

 В экспериментальной работе  предполагается использование  различных дополняющих друг друга методов: методов диагностики духовно-нравственной и учебно-познавательной активности, метода наблюдения, методов беседы, сочинения, методов опроса, интервью, анкетирования, методов тестирования.

Теоретические методы:  постановка   и анализ  проблемы,  изучение  литературы и документации по  проблеме эксперимента,  исследование духовно-нравственной микросреды в муниципальном общеобразовательном учреждении «Хотмыжская средняя  общеобразовательная школа», анализ инновационной деятельности  в образовательном учреждении, анализ результатов  экспериментальной работы.

Практические методы:  анкетирование, диагностические исследования, наблюдения, тестирование, практикумы, изучение  и обобщение педагогического опыта.

Комплексное использование взаимодополняющих методов, соответствующих целям и задачам экспериментального исследования, обеспечит достоверность полученных результатов.

 

Сроки эксперимента:

Начало – январь  2006 года.

Завершение – август 2013 года.

 

Этапы экспериментальной  работы:

 

I  этап - диагностический (январь 2006 года – август 2007 года)

-         разработка методики  исследования  духовной  микросреды  школы  и   нравственного состояния участников педагогического процесса;

-         выявление на основе анализа микросреды школы духовно-нравственного состояния  участников  педагогического процесса;

-         определение их личностных ценностей, принципов, убеждений,  установок и навыков самовоспитания  и межличностного общения;

-         определение  содержания  духовного потенциала личности и  разработка методики его выявления.

 

II этап – практическое  внедрение в педагогический процесс и  изучение опыта  реализации и апробации идей и принципов личностно-ориентированной педагогики сотрудничества (сентябрь 2007 года -  август  2012 года)

-         исследование, разработка   и практическая реализация теоретических,  мировоззренческих,  педагогических,  духовно-практических,  организационных условий  актуализации духовного  потенциала  личности участников  педагогического  процесса;

-         подготовка и апробация  методического обеспечения  экспериментальной деятельности в  области обучающего  воспитания;

-         организация  профессиональной творческой личностно-ориентированной подготовки учителей с целью совершенствования навыков самовоспитания и межличностного общения;

-         исследование  и  практическое   создание условий, способов и  средств  помощи  участникам  педагогического  процесса в реализации образа выпускника общеобразовательной школы  Белгородской области.

 

III этап -  обобщающий (сентябрь 2012 года -  август 2013 года)

-         обработка и анализ полученных данных в области практической апробации и дальнейшей разработки методики личностно – ориентированной педагогики сотрудничества;

-         выработка практических рекомендаций по обучающему воспитанию;

-          подведение результатов эксперимента в  установленных формах отчётности;

-          разработка модели комплексного подхода в личностно-ориентированном образовании на базе образовательно - культурного центра села Хотмыжск.

 

Критерии оценки  результативности  экспериментальной работы

 

-         повышение  учебно-познавательной  и  духовно-нравственной  активности  в условиях атмосферы  заботы,  понимания и искренности  со стороны учителей;

-         повышение степени  вовлечённости  учащихся  в дела  класса, школы, села;

-         активное участие учащихся в благотворительной деятельности;

-         воплощение в личности учащихся  главных качеств   образа  выпускника  общеобразовательной школы Белгородской области;

-         повышение способности личностно-ориентированного  субъект-субъектного общения с учениками и между собой;

- положительная мотивация педагогов и  специалистов  МОУ «Хотмыжская средняя общеобразовательная школа» к личностному  духовно-нравственному  и профессиональному росту;

-          продуктивность деятельности сформировавшейся  творческой  группы  разработчиков и участников  педагогического процесса по реализации  образа выпускника  общеобразовательной школы Белгородской области;

-         формирование в   МОУ «Хотмыжская средняя общеобразовательная школа» атмосферы доверия, искренности, доброты, заботы, понимания,  любви;

-         вовлечение родителей учеников школы в  процесс духовно-нравственного самовоспитания участников  педагогического процесса;

-         понимание и поддержка родителями  процесса  обучающего воспитания их детей на основе образа  выпускника  общеобразовательной школы Белгородской области;

-         участие родителей  в жизни  школы и  образовательно-культурного  центра села Хотмыжск;

-         повышение активности  участников педагогического процесса в работе образовательно-культурного центра, в посещении ими кружков,  секций и клубов по интересам;

-         создание  разнообразных форм  культурно-досуговой  и социально-гражданской  деятельности в  селе Хотмыжск;

-         повышение атмосферы доброжелательности,  солидарности, заботы,  понимания, взаимоуважения и самоуважения жителей села Хотмыжск;

-         улучшение качества жизни жителей  села Хотмыжск (организация досуга, привлечение выпускников на работу в Хотмыжском сельском поселении, пропаганда семейных ценностей и т.п.).

 

Ожидаемый результат

 

·       Теоретическая и экспериментальная разработка модели территориального образовательно-культурного комплекса МОУ «Хотмыжская средняя общеобразовательная школа»  – центра формирования духовно-нравственной личности выпускника.

·       Разработка, апробация и внедрение в образовательный процесс   подходов,  методов,  форм, приёмов  личностно-ориентированной педагогики сотрудничества, направленных  на формирование духовно-нравственной личности выпускника (интеллектуальное, художественное, эстетическое, трудовое, физическое).

·       Выявление позитивного влияния педагогического потенциала народной и православной культуры на процесс формирования духовно-нравственной личности выпускника.

·       Формирование единого культурно-образовательного пространства села Хотмыжск на основе сотрудничества всех социокультурных институтов: МОУ «Хотмыжская средняя общеобразовательная школа», МДОУ «Хотмыжский детский сад», Хотмыжский Дом культуры, Храм Воскресения, филиал Борисовского краеведческого музея.

·       Выявление новых форм и способов приобщения учителя к современному осмыслению идеалов и ценностей духовно-нравственного и историко-педагогического наследия отечественной и мировой культуры в условиях глобализации.

·       Обоснование сущности личностно-ориентированной педагогики сотрудничества как доминанты гуманизации современного образования.

·       Разработка и обоснование инновационного подхода к пониманию основных принципов и допущений личностно-ориентированной педагогики сотрудничества в сравнительном анализе с императивно-авторитарным подходом к образовательной деятельности, выражающейся в признании того, что ребёнок есть уникальная индивидуальность со своей духовной и земной природой, где духовное (внутреннее) начало раскрывает земное (внешнее).

 

Финансовое  и  материально-техническое обеспечение

Источники финансирования:

-             родительский фонд, складывающийся из добровольных родительских взносов;

-             спонсорские средства;

-             бюджетные средства;

-             собственные средства учредителя (учредителей).

       Материально-техническое обеспечение образовательного процесса   включает:

-             компьютеризацию учебно-воспитательного процесса;

-             оснащение кабинетов необходимыми техническими средствами обучения;

-             комплектование школьной библиотеки и методического кабинета учебно-методической, научной,  психолого-педагогической литературой.

         

4. Заключение

   В процессе экспериментальной деятельности предполагается  создать  теоретические, организационные и практические условия для разработки, апробации и внедрения в образовательный процесс методов, подходов, форм, средств личностно-смыслового обучающего воспитания в личностно-ориентированнной педагогике сотрудничества.

   Эксперимент направлен на разработку и внедрение в образовательный процесс мировоззренческих, теоретических, педагогических, методических, духовно-практических, культурных, социальных условий образования духовно здоровой целостной творческой личности, соответствующей     образу  выпускника  общеобразовательной школы Белгородской области.

   Решение задач экспериментальной деятельности предполагается осуществлять как за счет расширения и использования уже имеющихся ресурсов, так и путем привлечения новых интеллектуальных, научных, материальных, финансовых, культурно-образовательных, социально-гражданских, организационных средств.

    На наш взгляд, эксперимент будет способствовать преодолению авторитарно-информационного директивного подхода в педагогике и утверждению личностно-смыслового обучающего воспитания.  Это будет способствовать реальной модернизации отечественного образования и позволит реально  улучшить качество жизни жителей села Хотмыжск.

    Эксперимент должен   доказать, что  практическое   осуществление  комплексного подхода к решению образовательно-педагогических и социально-культурных задач приведет к тому, что  МОУ «Хотмыжская средняя общеобразовательная школа» станет духовным центром образовательно-культурной инфраструктуры села Хотмыжск, деятельность которого основывается на православных ценностях добра, справедливости, соборности, красоты, уважения человеческого достоинства, в решении глобальных проблем человечества: экологических, геополитических, нравственных, этических, религиозных.

 

5. Список литературы, обеспечивающей осуществление программы эксперимента:

1.     Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно – ориентированного воспитания. Педагогика. 1995,  № 4.

2.     Бондаревская Е.В.  Смыслы и стратегия личностно – ориентированного воспитания.  Педагогика. 2001, № 1.

3.      Бондаревская Е.В.  Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов . 2000.

4.     Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. М., Ростов, 1999.

5.      Нилл. А.  Саммерхилл: Воспитание свободой. М., 2000.

6.     Зеньковский В.В. Педагогика. М., 2002.

7.     Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993.

8.     Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование. Педагогика. 1994, № 5.

9.     Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.

10. Лузина Л.М. Понимание как духовный опыт (о понимании человека). Псков, 1997.

11. Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться. М., 2002.

12. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6 т.т. М., 1990.

13. Шестун Е. Православная педагогика. М., 2001.

14. Ямбург Е.А. Школа на пути к свободе. М., 2000.

15. Ильин И.А. Русский учитель. Опыты православной педагогики. М., 1993.

16. Амонашвили Ш.А. Вера в ребёнка рождает гениев. Мир психологии.,1996, №2.

17. Мень А. Мировая духовная культура. Христианство. Церковь. М., 1995.

18. Моисеев Н.Н. Цивилизация на переломе. Пути России.  М., 1996.

19. Климен Александрийский. Педагог. М., 1998.

20. Коменский Я.А. Избр.пед.соч. М., 1982, т.2.

21. Песталоцци И.Г. Избр.пед.соч. М., 1981, т.1.

22. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969.

23. Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. М., 1993.

24. Сластёнин В. А. Методологическая культура учителя. Формирование профессиональной культуры учителя. М., Прометейч, 1993.

25. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары. Чувашское книжное издательство, 1989.                    

 

 

Hosted by uCoz