1. Описание деятельности школы по организации предшкольного образования.
Распоряжением Правительства РФ от 3 сентября 2005 года № 1340-р утверждена Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы, которая будет обеспечивать продолжение модернизации российского образования. В Концепции говорится, что одним из направлений развития является создание системы образования детей старшего дошкольного возраста с целью выравнивания стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе. Отсюда и появился термин «предшкольное образование» – образование всех детей старшего дошкольного возраста (5,5 – 6,5 лет).
В настоящее время утверждение предшкольного образования в качестве отдельного уровня общего образования находится в стадии обсуждения, однако в рабочих материалах Министерства образования и науки РФ прописано «Обоснование предшкольного образования» и разработан «Стратегический план по переводу детей на предшкольное образование с пяти лет (в рамках изменения ФЗ РФ «Об образовании» с 01.01.05 г.»)
В настоящее время неоднократно звучит мысль о том, что создание системы образования для детей старшего дошкольного возраста является одним из основных направлений продолжения модернизации российского образования.
Приоритетным направлением российского образования является выстраивание системы дошкольного и предшкольного образования через создание условий для обеспечения равного стартового уровня детей при поступлении в школу. Структура предшкольного образования должна представлять собой целенаправленный организованный социальный процесс обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, выполняющий функцию социального контроля за состоянием физического, психологического, интеллектуального состояния детей перед поступлением в школу.
Необходимость введения новой формы образования обусловлена общественным запросом.
Со стороны государства:
· необходимость сохранения сети дошкольных образовательных учреждений в современных социально-экономических условиях;
· увеличение процента охвата детей дошкольным образованием.
Со стороны педагогов:
· создание условий для обеспечения преемственности дошкольного и начального образования.
Со стороны родителей:
· потребность доступности подготовки детей к школе для всех социальных групп населения;
· объединение усилий дошкольных образовательных учреждений и семьи в укреплении здоровья, воспитании и обучении детей 5-6 лет
2. Предпосылки создания системы
предшкольного образования в школе.
Проведенный анализ состояния дошкольного образования в МОУ «Хотмыжская СОШ» позволил выявить объективную потребность и наличие необходимых предпосылок для реализации модели предшкольной подготовки детей 5-7 лет.
В селе некоторые дети в возрасте от 1,5 до 7 лет остаются за рамками системы дошкольного образования по различным причинам. Основными из них являются:
· состояние здоровья детей;
· отсутствие мест в дошкольных образовательных учреждениях;
· материальные затруднения родителей.
Часть детей, не посещающих ДОУ, не получает в домашних условиях должной подготовки к обучению в начальной школе.
Исходя из выше названных проблем, акцент сделан на предшкольное образование, которое направлено на выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения в получении качественного общего образования, на обеспечение преемственности дошкольного и начального образования.
Возможность реализации региональной модели предшкольного образования обеспечивается рядом взаимодополняющих факторов.
1. Наличием основополагающей нормативно-правовой базы федерального и регионального уровней.
2. Наличием высококвалифицированного кадрового потенциала педагогов дошкольного и начального образования.
3. Наличием специалистов – психолога, медицинского работника, логопеда, социального педагога; имеющих необходимое материально-техническое обеспечение.
2. Организационно-педагогические условия предшкольного образования в школе.
Организация предшкольного образования в МОУ «Хотмыжская средняя общаобрвазовательная школа» направлено на:
– более тесное сотрудничество педагогов школы и детского сада (есть положительный опыт работы воспитателя ДОУ Е.Н. Герасимовой и учителей начальных классов Светличной В.В., Диденко О.А.).
– большая разъяснительная работа среди родителей (о программах, по которым работает школа по предшкольному образованию);
– кружковая работа педагогов школы с целью закрепления знаний, умений и навыков, полученных на занятиях.
В настоящее время мы считаем, что ситуация исправляется. И родители доверяют предшкольную подготовку своих детей школе.
На примере работы нашего учреждения можно сказать, что деятельность по подготовке детей к школе начинается задолго до перехода их в подготовительную группу. Вся система воспитательно-образовательной работы школы предусматривает формирование готовности ребенка к школьному обучению на основе комплексного подхода к организации и постановке воспитания, отвечающего задачам формирования личности дошкольника.
Первое условие успешной адаптации первоклассника – использование здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволяют организовать процесс воспитания и обучения таким образом, чтобы ребенок мог усваивать культуру человечества без излишнего физического и психического напряжения, подрывающего здоровье.
Выполнение программы физического воспитания детей предусматривает не только решение общих его задач, но и формирование устойчивых привычек к различным видам закаливания, потребности в выполнении утренней гимнастики и физических упражнений, стремления к совершенствованию движений, умения проводить их со своими сверстниками. Важно обеспечить выполнение двигательного режима, который способствует улучшению состояния здоровья и физического развития детей, развивает их опорно-двигательный аппарат, тренирует и совершенствует физиологические функции организма, обеспечивает усвоение доступных им по возрасту движений, формирует выносливость организма. Недостаточная двигательная активность – гиподинамия – препятствует успешному решению задач физического воспитания, создает неблагоприятные условия для умственного развития детей, понижает их интеллектуальную активность и работоспособность.
Если ребенок в предшкольный период освоит физические упражнения, полюбит спортивные игры и развлечения, то это явится предпосылкой того, что и в школьные годы он будет ими заниматься в часы досуга. Это послужит и отдыхом от умственной работы, и средством дальнейшего оздоровления организма.
Второе условие – высокий уровень качества воспитательно-образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволит педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями, уровнем развития общества и одновременно без излишней нагрузки для детей.
Среди задач, стоящих перед школой, главной является задача подготовки ребенка к переходу на следующую ступень образования – к поступлению в школу. На занятиях ребенок получает специальные сведения, расширяется система знаний, умений, навыков, необходимых для всестороннего его развития. В предшкольной группе дети, помимо специальных, учебных умений, приобретают первый опыт жизни в коллективе сверстников. Таким образом, в школе в течение всего периода предшкольного возраста происходит планомерная, целенаправленная, педагогически обоснованная всесторонняя подготовка ребенка к обучению в школу.
Основополагающим принципом современного обучения детей является воспитывающее и развивающее обучение, что предполагает развитие у детей познавательных процессов, интереса к знаниям. В реализации этого принципа в школе особо важная роль принадлежит занятиям, в ходе которых совершенствуется элементарная учебная деятельность детей. Это позволяет учителю формировать у них понимание учебной задачи и готовность, стремление выполнить ее, умения действовать по плану и указанию взрослого, использовать приобретенные ранее знания в новой деятельности, владеть способами выполнения задания, способность к самоконтролю, оценке и самооценке. Большое значение при этом имеет правильное определение программного содержания каждого из занятий.
Педагог заботится об умственном воспитании и о развитии каждого ребенка, ставит его перед необходимостью при решении умственных задач затрачивать определенные усилия. Постепенно, в процессе обучения у детей возникает осознанное отношение к заданиям, умение вслушиваться, вникать в объяснения воспитателя, стремление добиваться хороших результатов не ради похвалы, а для получения удовлетворения от результатов труда. У дошкольников формируется умение работать сосредоточенно, в определенном темпе, повышается работоспособность.
В нашем учреждении реализуется личностно-ориентированный подход к дошкольникам, который подразумевает индивидуализацию и дифференциацию воспитательного и образовательного процессов, ориентацию педагога на интересы развития ребенка.
Учителю надо хорошо знать детей своей предшкольной группы, их возможности, способности. Одни из них внимательны, хорошо понимают указания и ориентируются в них, другие не выслушивают до конца; некоторые дети, прежде чем приступить к выполнению задания, обдумывают его, другие приступают к работе поспешно; одни дети занимаются с удовольствием, проявляют интерес к знаниям, другие пассивны и занимаются потому, что все это делают, и т.д. Завышенные или заниженные требования гасят познавательные интересы детей, препятствуют формированию элементов учебной деятельности. Учитель, проводя занятия, учитывает индивидуальные особенности дошкольников, уровень их знаний и умений.
Организуя работу по предшкольному обучению, мы не забываем о нравственном и трудовом воспитании детей, формировании их взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; об усилении работы по воспитанию гражданских чувств. Формируя нравственный опыт ребенка, учитель в большей степени опирается на понимание им норм и правил поведения, упражняет его в нравственно полезных поступках, учит самостоятельно решать эстетические задачи в конкретных повседневных ситуациях (помочь сверстнику, остановить обидчика, предотвратить конфликт и т.д.). Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, он создает необходимые условия для формирования системы взаимоотношений с окружающими их людьми.
Под влиянием систематической воспитательной работы изменяется не только уровень нравственных представлений, но и отношение детей к правилам и нормам поведения. Приобретенные знания помогают детям самостоятельно организовать свое поведение и осознанно влиять на своих товарищей.
Третье условие – обеспечение психологического комфорта ребенка в школе с целью сохранения физического и психического здоровья.
Под словосочетанием «психологический комфорт» в науке понимается сложное образование, содержащее такие компоненты, как:
– эмоциональное благополучие (преобладание в процессе жизнедеятельности позитивных эмоций);
– позитивная Я - концепция (положительное самовосприятие, самоотношение, самооценка);
– благополучие и успешность в сфере общения и взаимоотношений (принятие ребенка родителями, сверстниками и педагогами);
– успешность в сфере деятельности.
«Благополучный» ребенок будет оптимально усваивать знания, развиваться в деятельности, строить общение со сверстниками и взрослыми. В психолого-педагогической науке имеется множество данных о том, как психологический комфорт и дискомфорт ребенка сказываются на интеллектуальном, эмоциональном, коммуникативном развитии детей.
Четвертое условие – открытость школы для родителей дошкольника, сотрудничество руководителей и специалистов школы с семьей.
Учитель, работая с детьми, опирается на лучший опыт семейного воспитания, учитывает своеобразие каждой семьи, тактичными советами, педагогическим просвещением родителей, привлечением их к участию в мероприятиях, проводимых в школе, добивается взаимопонимания, единства, взаимосочетаемости педагогических воздействий, направленных на подготовку ребенка к школе.
Работа с семьей приобретает особое значение, она охватывает широкий круг вопросов, касающихся всех стон развития и воспитания детей. Особое внимание мы уделяем следующим направлениям:
§ активное развитие всех видов деятельности ребенка посредством различных приемов и методов обучения при особом внимании к специфическому виду деятельности – игре;
§ развитие навыков общения детей для оптимизации их взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
§ широкое использование средств искусства (музыки, литературы, живописи);
§ активная деятельность специалистов (педагога-психолога, социального педагога, логопеда);
Таким образом, выполнение всех организационно-педагогические условий воспитания и обучения будет способствовать успешной адаптации дошкольников к систематическому обучению в школе.
4. Форма организации предшкольного образования
Реализация региональной модели предшкольного образования в МОУ «Хотмыжская СОШ» осуществляться по форме:
Форма. Группа по подготовке детей к обучению в школе для 5 – 7 летних детей на базе общеобразовательной школы с пребыванием в течение 2-х часов по выходным.
Данная форма организации предшкольного образования предназначена для подготовки к школе детей 5-7 лет, не охваченных дошкольным образованием, а так же для детей, посещающих дошкольное учреждение. Группа функционирует на базе школы.
К педагогическому процессу привлекаются: тренер-преподаватель, музыкальный руководитель, преподаватель ИЗО, психолог, логопед.
В школе созданы е необходимые условия для организации группы предшкольного образования, а именно:
· игровая,
· столовая,
· спортивный зал,
· логопункт,
· раздевалка,
· социально - психилогическая служба,
· библиотека.
6. Персонал, для обслуживания предшкольной группы.
Группа предшкольного образования функционирует в рамках образовательного учреждения – средней общеобразовательной школы. Организация учебного процесса возложена на заместителя директора по учебно-воспитательной работе - Горлову Н.Д., организация воспитательного процесса – на заместителя директора по воспитательной работе Беляеву Е.А.
Главная функция воспитания и обучения, психического развития, охрана и укрепление здоровья детей возлагается на учителя предшкольной группы. На должность учителя предшкольой группы назначается учитель, выпускающий 4 класс.
Директор совместно со своими заместителями осуществляет контроль деятельности педагога предшкольной группы, в том числе путем посещения уроков, других видов деятельности, воспитательных мероприятий.
Психолого-педагогическая деятельность отслеживается педагогом психологом.
5. Мониторинг модели предшкольного образования.
Предшкольное образование предполагает проведение системной диагностики качественных и количественных характеристик эффективности предшкольного образования и тенденций саморазвития, включая цели, содержание, формы, методы, средства, условия и результаты обучения.
Проведение мониторинга по предшкольному образованию, планируется проводить в два этапа:
· первый (осенний) этап (сентябрь 2007 год);
· второй (весенний) этап (май 2008г.).
Весенний и осенний этапы мониторинга предполагает проверку:
· состояния пространственного восприятия;
· состояние зрительного восприятия;
· состояние моторики и зрительно-моторных координаций;
· умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена;
· наличие интуитивных дочисловых представлений;
· умение сравнивать два множества по числу элементов;
· развитие фонематического слуха и восприятия;
· сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом на начало и конец предшкольного обучения.
Предлагаемые детям задания максимально учитывают особенности и возможности дошкольников (5 -7 лет), обеспечивают адекватное понимание детьми их содержания, опираются на имеющийся у них реальный опыт, не зависят от уровня навыков чтения и письма.
Мониторинг проводит педагог, занимающийся с детьми либо психолог. Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является переход педагога с позиции обучающего на позицию человека, проводящего диагностику. Основная цель проведения мониторинга – получить достоверные данные по выше названным направлениям, иметь достоверную информацию о состоянии готовности ребенка к школе. Обработка результатов проводится педагогом и учителем предшкольного образования.
Исходя из необходимости введения в школе предшкольной подготовки, психологом школы Юраковой В.А. была проведена диагностика детей, посещавших предшкольную подготовку, и детей, прошедших подготовку к школе дома. По результатам диагностики была составлена таблица. Посмотрим на учебные возможности будущих первоклассников:
Учебные возможности детей
|
Прошедшие подготовку при школе (%) |
Прошедшие подготовку дома (неорганизованные) (%) |
Высокие
|
20 |
5 |
Средние
|
60 |
25 |
Низкие
|
20 |
70 |
Самый высокий процент детей с высокими учебными возможностями у детей, прошедших подготовку при школе, а самый низкий – 5% у домашних детей, среди них же и самый высокий процент детей с низкими учебными возможностями – 70%.
Можно предположить, что наиболее успешными станут дети, прошедшие подготовку к школе, а менее успешными могут оказаться неорганизованные до школы дети. Однако эта характеристика дает основание предполагать лишь об успешности и неуспешности освоения детьми предметных содержаний.
Анализируя уровни проявления таких психологических характеристик, как самооценка, тревожность, мотивация, развитие внимания, общий запас знаний и умений, которые будут в будущем, да и сейчас, психолог школы определила процент неуспешных детей:
Результаты мониторинга
Не прошедшие предшкольную подготовку |
Прошедшие предшкольную подготовку |
Самооценка
|
|
93 % – адекватная |
100% – адекватная 7 % – неадекватная |
Тревожность
|
|
36% – низкий уровень 36 % – средний уровень 28 % – высокий уровень |
64 % – низкий уровень 27 % – средний уровень 9 % – высокий уровень |
Мотивация
|
|
91 % – средний и низкий уровни 9 % – высокий уровень |
75 % – средний и низкий уровни 25 % – высокий уровень |
Развитие внимания, общий запас знаний и умений
|
|
91 % - низкий уровень развития |
36 % - низкий уровень развития |
У всех детей, не прошедших предшкольную подготовку уровень тревожности гораздо выше у неподготовленных детей, для 28% неподготовленных первоклашек и 9% подготовленных детей – это постоянный стресс, а треть всех детей имеет средний уровень тревожности. На наш взгляд, эти цифры говорят прямо о недостатках организации нами, педагогами, учебной деятельности и выборе стиля отношений с детьми и между детьми.
Посмотрим, что говорят родители о своих первоклассниках в сентябре:
Результаты анкетирования родителей первоклассников
Вопросы |
Положительные ответы (%) |
||
Прошедших подготовку в школе |
Прошедших подготовку в Д/с |
Неорганизованных и неподготовленных |
|
Охотно ли ваш ребенок идет в школу?
|
98 |
91 |
80 |
Вполне ли ребенок приспособлен к школьному режиму?
|
100 |
94 |
72 |
Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения? |
94 |
85 |
64 |
Оказалось, что легче всех в начале школьного
обучения детям, прошедшим подготовку вообще, а именно в школе. Намного труднее
неподготовленным детям – 40% детей справляются с учебной нагрузкой с большим
напряжением, а это значит, что и физическое и психическое здоровье детей
находится под угрозой.
Но, несмотря на это, 90% детей в начале первого класса говорят, что им нравится учиться, хотя признаются, что у пятой части из них есть трудности в учебе, особенно у детей, не прошедших предшкольную подготовку (17%), особые сложности дети испытывают с организацией учебного труда: совсем не умеют организовывать свой труд 16% первоклашек, из них 15% не прошедших предшколу.
Все выше сказанное подтверждает необходимость организации предшкольного образования в интересах своевременного развития детей, формирования основных психических процессов и основ ключевых компетенций
6. Ожидаемые результаты
Реализация целей и задач предшкольного образования в МОУ «Хотмыжская СОШ» предполагает увеличение процента охвата детей 5-7 лет предшкольным образованием, что позволяет выравнить стартовые возможности дошкольников из разных социальных групп при поступлении в первый класс, повысить качество предшкольного образования, а так же, удовлетворяет запрос родителей на подготовку детей к обучению в школе.
Кроме того, переход на предшкольное образование обеспечивает преемственность дошкольного и начального образования.